Евгения Клейн:
Музыка границ не знает. Но родной город – один
Её игре рукоплескала публика Австрии, Испании, Италии, Словакии. Туапсе для нее был и остается родным и любимым городом.
Музыка не ведает границ … Но никогда я не была настолько русской, как сейчас
Выступление Евгении Клейн стало одним из сюрпризов рождественского творческого вечера туапсинского камерного оркестра. Его руководитель Заслуженный работник культуры Кубани Виктор Сорока уже приучил публику к тому, что каждый концерт обязательно будет с изюминкой. И ведь угадал маэстро – туапсинцы всегда трепетно следят за творческой судьбой взращенных городом талантов, гордятся ими и искренне рукоплещут. А Женечка Клейн среди туапсинских дарований занимает особое место. Она училась в нашей детской школе искусств. Ее педагогом была Людмила Ричардовна Кобозева, которая, собственно, и благословила ученицу на большой путь к музыкальному Олимпу. Она росла в семье великолепных, талантливых музыкантов, пианистов Анны и Рудольфа Клейн, многие годы была стипендиаткой главы города Туапсе… Поэтому послушать игру Евгении было очень много желающих.
– Женя, ты играла современного российского композитора Владимира Мишле. Чем обусловлен такой выбор?

– Во-первых, самой темой концерта, ведь произведение Мишле называется «Новогодняя фантазия», и написана она для фортепиано с оркестром. А мне так хотелось сделать своим землякам настоящий новогодний подарок! А, во-вторых, у меня есть целый творческий проект, связанный с популяризацией российских и европейских композиторов-современников. С этим проектом я побывала во многих европейских странах. Кстати, этот проект был отмечен грантом консерватории в Веймаре, где я учусь и преподаю в десятилетке при консерватории, мне дана стипендия Марии Павловны.
– Два года назад ты рассказала о том, что продолжаешь музыкальное образование в Веймаре. А теперь вот – стипендии Марии Павловны, Шарлотты Крупп и другие престижные поощрения, концерты…

– В 2015 году я получила гражданство Германии, но при этом, конечно, сохранила российское и никогда не откажусь о него. Музыка не ведает границ … Но никогда не была настолько русской, как сейчас. Слушаю русскую классику, работаю с современными авторами, опять-таки езжу с музыкальными-искусствоведческими проектами. Я очень скучаю по России. Но просто так сегодня сложилось, что мне проще продолжить образование в Германии. Но музыка – никогда не была просто работой, профессией, это – служение идее, которое иногда приносит признание, деньги, а иногда – нет. В любом случае, я всегда считала и буду считать своим родным городом Туапсе. Здесь живет моя мама, здесь прошло детство, здесь мои лучшие друзья.
С мамой Анной Клейн/ фото Анны Бурлаковой
– Женя, а что ты чувствуешь, когда играешь для туапсинцев?

– Для меня это с праздник! Я очень благодарна и Туапсе, и туапсинцам. Я получала городскую стипендию на протяжении образования в России. Низкий поклон всем, кто в меня верил и поддерживал столько лет! И особо – Ирине Герасимовне Лотник! Конечно, когда играю на туапсинской сцене, хочется сделать все как можно лучше, ярче. Но публика так принимает, так купает в аплодисментах, теплоте и доброжелательности, что все получается само собой! Со мной приехали мои друзья из Москвы, которые тоже пришли на этот концерт камерного оркестра. Так вот они были в восторге – и от музыкального исполнения, и от публики! А ведь, поверьте, игра нашего камерного оркестра, репертуар его, интеллигентность и тонкий юмор, очень, кстати, свойственные новогодним венским концертам Штрауса, все это – высочайшего уровня и дорогого стоит! Еще раз респект Виктору Викторовичу Сороке и его талантливому творческому коллективу!
– Ну, а у тебя какие планы на будущее?

– Бесконечное саморазвитие и самосовершенствование! Беспрерывная работа над собой. Я работаю и на мастер-курсах, и в лицее при консерватории в Веймаре. Конечно, будут концерт, будут новые проекты, связанные с популяризацией России и российского искусства. Очень хочу вновь приехать в Туапсе уже со своими музыкантами и новой программой и проектами. Значит, буду трудиться вдвойне.

А мы все спорили – кто же из Клейнов играет лучше, чья манера интереснее?
…Я смотрю на эту восходящую звезду международного класса, которая осталась все такой же скромной и милой Женечкой, какой мы все ее знаем и любим. И вспоминаю, как двадцать лет назад ее папа Рудольф Клейн носился с казавшимися на тот момент несбыточными идеями, как собирал разбросанную толчково-шмоточными девяностыми творческую интеллигенцию города сначала на капустниках, потом на первых концертах… А когда не хватало аргументов – садился за рояль, за которым его частенько, как на безотрывном производстве, сменяла супруга Анна. А мы все спорили – кто же из Клейнов играет лучше, чья манера интереснее? И вот спустя двадцать лет их главное творение – дочь – играет с камерным оркестром, детищем того периода, когда Рудольф был начальником отдела культуры города. И покоряет искушенную публику Европы, и признается в любви своему родному Туапсе.

– До встречи! Удачи! И исполнения всего-всего задуманного! – прощаемся мы с Женечкой до следующего ее приезда, который Туапсе будет терпеливо ждать, как ждет встречи со своими гениальными детьми Михаилом Алдашиным, Павлом Каплевичем и другими покорителями столиц.


Оксана Смелая