Ты смог – и я смогу

Текст: Оксана Смелая
Фото: Анна Бурлакова
Февраль 2016
Туапсинский район. Агой
Второй год в селе Агой работает центр реабилитации для тех, кто решил завязать. Как и кого здесь учат жить заново? Можно ли победить белого дьявола и зеленого змия? На эти и другие вопросы мы искали ответ, приехав в центр реабилитации.

Красивый трехэтажный особняк, огороженный современным забором, не разочаровал, а, скорее, удивил и изнутри: достаточно стильные и в то же время уютные помещения напоминали, скорее, пансионат. Вот зал для тренингов, спальни, столовая, спортзал… Единственная деталь, которая сразу бросается в глаза, выбиваясь и санаторно-курортного стиля, тексты молитв (на разные случаи) и образа. Здесь уверены, что изгнать беса зависимости без святого слова и веры трудно, если не невозможно. Центр работает в сотрудничестве с Русской православной церковью, и его открытие в Агое благословил благочинный Туапсинского церковного округа отец Петр.

Алкоголики и наркоманы сродни одержимым: для них перестают существовать некогда родные и любимые люди, прежние нравственные ценности стираются, все лучшее сводится к нулю. Охваченные жаждой, они переступят в прямом смысле через умоляющую на коленях мать, отшвырнут ребенка, ударят жену, сметут любые преграды, встающие между ними и заветной дозой.
«Созависимые» – так зовутся те, кто живет рядом с наркоманами и алкоголиками. Потому что их жизнь уже тоже перестает быть нормальной жизнью.
Вернуть прежнего, любимого и дорогого человека – это мечта, за исполнение которой отдали бы все на свете те, кто прошел круги ада зависимости и созависимости. И отдают! Маги, кодировщики и психотерапевты всех рангов и мастей, а попросту, шарлатаны и мошенники обирают буквально до нитки тех, кто приводит к ним своих детей, супругов, родителей. А результат чаще всего, мягко говоря, никакой.
На одном из семинаров, который проводили по теме «Антинарко» для кубанских журналистов в краевом наркодиспансере, перед нами выступала профессор института судебно-медицинской психиатрии имени Сербского Татьяна Клименко. Так вот, она относила алкоголизм и наркоманию, как и любую другую зависимость, все-таки к душевной болезни. Корень всех бед – в голове. И потому, утверждала умница-профессор, эффект только медикаментозного лечения сводится к эффекту «вращающейся двери». То есть, зависимый приходит в наркологию, чистит организм препаратами, беседует со специалистами, затем возвращается в привычную жизнь. И здесь любой, даже малейший стресс, незначительный для любого другого, приводит его к срыву – и вот он снова в наркологии! А все потому, что психологической «прививки», которая может быть сделана правильном только в центре реабилитации, у него не было.

В основе работы Центра лежит взаимодействие с Русской православной церковью и волонтерское движение. Зависимость появляется тогда, когда для нее есть место – у одиноких людей, у нереализовавших свой потенциал, у избалованных и пресыщенных. Но рецепт один – заполнить душу делом и добром.

– У нас предусмотрена и консультативная помощь по телефону, – рассказывает нам руководитель ООО «Кубань – территория здоровья» Олег Егоров. – На специальных тренингах мы проигрываем разные ситуации, как и что нужно говорить, когда к нам обращаются сами зависимые, их родные. Прежде всего, собственный опыт говорит о том, что самому, в одиночку человеку с этой бедой не справиться. А что может быть более вдохновляющим, чем примеры тех, кто был таким же, а стал нормальным человеком? Волонтерами становятся те, кто прошел у нас реабилитацию.

В основе работы Центра лежит взаимодействие с Русской православной церковью и волонтерское движение
Реабилитация в Центре длится не менее года. Это время проводится в восстановлении и укреплении в физиологическим, психологическом, социальном и духовном направлениях. Кстати, тот, кто приходит в Центр, должен на время реабилитации отказаться не только от спиртного, но и от курения, от азартных игр. Перед началом еды здесь читают совместную молитву (ее текст висит на стене, так что ее сможет прочесть даже тот, кто не знал). Встречи с православными священниками проходят регулярно. Агойский центр «курирует», если можно так выразиться, отец Николай.
– Никакие лекарства не смогут избавить от главной причины наркомании – духовно-нравственной пустоты и потери жизненных ориентиров, – говорит Олег Егоров. – Нужно понимать, что избавление от зависимости – это длительная и глубокая работа по изменению сознания и образа жизни. Процесс социальной реабилитации осуществляется без медицинского вмешательства.
– То есть, чтобы попасть сюда, необязательно проходить предварительно курс у врача-нарколога? А ведь, говорят, это смертельно опасно, когда человек находится в состоянии абстинентности?
– Еще ни один наркоман от «ломки» не умер. Напротив, такая «терапия» даже укрепляет в желании бросить – пройти через муки тела, чтобы очиститься душой. А вот с алкоголиками посложнее – резкая «завязка» действительно может оказаться смертельной. Но, опять-таки, в случае необходимости будет оказана медицинская помощь. Еще раз подчеркну, что алкоголизм, наркомания – это, прежде всего, болезнь души. Задача консультантов – помочь заполнить духовную пустоту, возникшую в результате потребления наркотиков, нравственными ценностями и жизненными идеалами. Самыми действенными и конструктивными в этом отношении являются традиции и принципы Русской Православной Церкви, у которой на самом деле богатый опыт трезвения населения. Воцерковление – интересный, увлекательный и, самое главное, целительный процесс. Кроме того, у людей, отказавшихся от потребления наркотиков, необходимо возродить интерес к жизни. В центре поддерживается дружелюбная атмосфера, которой они многие годы были лишены. Отчаявшемуся человеку необходимо понимание своей социальной значимости и полезности для общества. Главное – дать поверить, что его могут уважать, и у него есть перспективы в жизни. Немаловажно, что процесс социальной реабилитации проходит под контролем консультантов, бывших наркозависимых, долгое время находящихся в ремиссии, которые понимают специфику и сложность избавления от зависимости. В этой ситуации действует принцип: если смог он, то смогу и я.
Есть вопрос, который просто не могу не задать: цена вопроса?

– Подход к каждому – индивидуальный. То есть по возможности, чтобы окупить еду и оплату аренды помещения и коммунальные услуги. И еще. Мы не проводим реабилитацию в Агое тех, кто живет рядом. Так двое туапсинцев сейчас проходят реабилитацию в Ставрополье. Мы не оставляем своих подопечных после курса – как маленького ребенка, едва ставшего на ноги, взрослые сопровождают за руку, так и мы постепенно вводим в жизнь и адаптируем к разным ситуациям.

с Божией помощью «на аспида и василиска наступишь и попереши льва и змия