Скала киселёва

Туапсинцы Скалу Киселева всегда считали своей главной визитной карточкой – это культовое место паломничества местного населения. Вид Скалы, запечатленный художником-передвижником Александром Киселевым, признан официальным брендом Туапсе. И вот Скала Киселева официально вошла в десятку самых значимых достопримечательностей Краснодарского края по итогам конкурса «Жемчужина Кубани».
К Скале Киселева каждый уважающий себя туапсинец стремится привести своих гостей. А как же? Здесь, по преданию, разыгралась драма любви красавицы Гуаш и джигита Дышеека. Эти скальные отвесы, омываемые бирюзой морской волной, вдохновляют художников и поэтов. Наконец, тут потерялся в морской дали Геша Козодоев после неудавшейся рыбалки с Семеном Семеновичем Горбунковым в «Бриллиантовой руке». Короче говоря, поводов побывать у Скалы Киселева – море.
Не зарастет народная тропа?

Конечно, не зарастет, отвесная скальная порода не самое лучшее место для буйной растительности. А нам по ней предстоит пройти пару сотен метров, чтобы потом спуститься по деревянной, практически отвесной лестнице к каменистому берегу. Но прежде мы прыгаем, как горные козы, с камушка на камушек (тут главное не смотреть влево, ибо там обрыв). А потом, наоборот, нежно прижимаясь к скальной отвесности, тихонечко ступаем вперед (за крепкие корни, торчащие из этой стены, можно держаться, как за поручни). Дальше – потом – по веселому ручью, русло которого проходит по скальным ступенькам. И, наконец, по самим ступенькам, уже творениям рук человеческих, спускаемся на берег.

Сразу скажу: во время пути, возможно, не раз особо неподготовленный человек спросит более ловких товарищей – на фиг мне это нужно? Затем просто встанет и скажет – баста, дальше ни шагу! И все-таки, отдышавшись и окинув красоты простора у подошвы скалы Киселева, он будет искренне и шумно благодарить друзей, что заставили, поддержали, наорали и что ради всего этого – стоит жить!
Да, красотища… Скала кажется остатками стены какой-то древней нефритовой цитадели. Она с одного, южного края – совершенно гладкая и плоская, высотой до 46 метров и шириной до 60 метров. А макушка этой скальной глыбы, словно изумрудной короной, украшена крымской и пицундской сосной. А еще выбитые самой природой ниши, похожие то ли на сводчатые окна феодальных замков, то ли на бойницы. И – море! Неповторимого цвета, какой бывает только здесь, море, – до горизонта, до неба...

К Скале Киселева ведут несколько путей. Наш – наиболее известный, хоть и нелегкий. Есть и другой, по левому склону, там приходится спускаться по отлогому овражку, даже веревка натянута. Можно пройти пешком по берегу моря (долговастенько, но если делать перерывы, заодно наслаждишься красотами прибрежной полосы). Можно идти как от «дикого» пляжа в Туапсе, так и со стороны Агоя. А самый романтичный, безопасный и подходящий для всех, по-моему – морем, на катере что ходит от городской пристани. Сейчас пока мы вглядывались в морские дали, один из прогулочных катеров курсировал по местному фарватеру, как бы позируя камере фотоаппарата Анны Бурлаковой.

Здесь сейчас безлюдно. Но плакаты уже предупреждают – купаться запрещено! Здесь, у Скалы Киселева, у мыса Кадош очень опасное течение. Здесь нужно просто любоваться этой первозданностью мира – берега, с борта катера, с вершины Скалы. Что мы и делали. И время, почти три часа, унеслось шумом прибоя.

Еще одно полезное замечание для тех, кто собрался к Киселюхе (так местные ласково зовут красавицу-скалу): обратный путь будет гораздо легче. Несмотря на то, что придется подниматься в горку. Во-первых, тропа уже знакома, во-вторых, легче размещать центр тяжести и делать упор, ну, и, в-третьих, ты так вдохновлен увиденным пейзажем, что кажется, выросли крылья.

Я рисую...

Этот поход к Скале Киселева был не обычным, потому что вместе в экспедиции участвовали юные художники, учащиеся туапсинской детской художественной школы. И не просто художники – победительницы конкурса «Я рисую как Киселев» Владислава Кобзарь и Алина Ачмизова.

Обе девочки занимаются в художке уже более семи лет. Владислава серьезно готовится к поступлению в один из самых престижных вузов – академию имени И.Репина. А Алина будет продолжать оттачивать мастерство в художественном училище, а затем – в вузе. Обо всем этом, а также о любимых педагогах художественной школы Ирине Витальевне Черемяновой и Валерии Андреевне Лариной, о великих Рембрандте, Дали, Брюллове, Федотове, о гениях Эпохи Возрождения и, простите, о том, как зарабатывать хлеб насущный Искусством, мы говорим, пока девочки раскладывают кисти, краски, листы. А потом, потом они ведут уже свой, безмолвный диалог только со Скалой. И как бы отвечая на молча заданные вопросы, Скала проявляется на каждом рисунке в мазках и оттенках.

Наши художницы рисуют этот пейзаж не в первый раз. Но, как сами они говорят, каждый раз выходит по-новому. И у самого академика живописи Александра Киселева Скала на всех картинах – разная. «Кадошские скалы», «Спуск к морю», «Окраина Туапсе» – на всех этих полотнах художник-передвижник изобразил ее ни разу не повторовшись. Кстати, сюда, на дачу к Киселеву приезжали Максим Горький, Александр Серафимович, Иван Айвазовский. И, конечно, Киселев, как и всякий туапсинец, с гордостью и удовольствием показывал им местные виды. Интересно, а творческая элита России так же спускалась к пляжу, теми же тропами, как и мы? Впрочем, не важно, важно, что покидали они эти места умиротворенными, впечатленными и вдохновленными.

А пока мы размышляем об этом, убегая в мыслях в начало прошлого века, Алина и Владислава практически заканчивают основу рисунков. И вот опять – парадокс: рисовали с одного и того же места, один и тот же вид, а картины получились – совершенно разные. И как же нам передать словами те краски, которые впитала душа?
Пусть будут только слезы радости,а любовь – счастливой!

Похоже на кавказский тост? Так и было задумано! Просто мне всегда хочется именно так закончить легенду о красавице Гуаш и отважном Дышееке, легенду, связанную со Скалой Киселева. Раньше-то эта скала называлась Скалой Слез.

Короче говоря, дочь богатого человека красавица Гуаш полюбила не богатого, но красивого, смелого и статного джигита Дышеека. Понятно, что он ответил ей взаимностью. Более того, девушка назначила ему свидание на Скале, сказав, что он найдет ее по горящему огню. Но, странная, она зачем-то решила жестоко испытать юношу: развела костер на плоту и отправила его в море.

Дышеек скакал на огонь. Даже когда его конь уже был по грудь в воде, не повернул он назад, пока пучина не поглотила его. Девушка поняла (какой ценой!), что вернее и прекраснее этого парня ей не встретить никогда, поплакала и бросилась со скалы в море. В общем, как говорили помощники графа Калиостро, все умерли. Но! Старожилы уверяют, что частенько на вершине Скалы слышится девичье пение, а раз в году Дышеек и Гуаш выходят из моря на берег. Не верите? Значит, есть еще один повод сходить на Скалу Киселева.

Дороже серебра и злата

Вхождение в десятку значимых достопримечательностей Кубани туапсинской Скалы Киселева было отмечено серебряной медалью. Но, согласитесь, место это для каждого из нас стоит гораздо дороже серебра и даже золота. Наша жемчужина – великий дар самой Природы, которым надо дорожить, который надо беречь.

К чести туапсинцев надо сказать, что сюда регулярно отправляются молодежные десанты чистоты (и мы, придя на берег, сами убедились в том, что он чист). А вот на склонах, в достаточно труднодоступных местах все-таки мусор– то ли ручьями посмывало, то ли нет преград для изобретатльности человека, мусор выбрасывающего. Да и понятно, одними десантами вопрос чистоты не решить – в душах должно быть чисто, в головах! Тогда и места наши культовые будут сиять чистотой и первозданными красотами.

Оксана Смелая
Фото: Анна Бурлакова