11 мая 2016

Трудовая династия Скориченко

В 1943 году из станицы Костромской война откатилась на Запад. Маше Кулабуховой тогда уже исполнилось 17, и она пошла работать в колхозную бригаду. Через много лет Мария Николаевна Кулабухова получит почетное звание – «Труженик тыла». А в те годы ни о каких наградах она и не думала. Тогда люди жили под единым лозунгом: «Все для фронта, все для победы». И 9 Мая стало для каждого личным праздником.

Копия Скориченко (2)

(Дмитрий Скориченко (справа) с детьми, представителями третьего поколения на заводе Андреем Скориченко и Еленой Поповой. А недавно на завод пришла работать дочь Елены – Виктория.Это уже четвертое поколение династии…)

Ждать Победы, как судьбы

После ранения и двух госпиталей Георгий Скориченко в начале 1945 года вернулся домой. Пришел на костылях, и встречали его всем селом. А Машу, которую он в детстве дразнил, Георгий даже не узнал. Спросил родных – «Кто такая?», и через несколько дней заслал сватов.
– А я и сама была не против, он мне нравился, – рассказывает Мария Николаевна. – Но война тогда шла – какая свадьба? Я так и заявила: «Пока с Германией воюем – свадьбы не будет. Победим фашиста – хоть на следующий день распишемся!»
И с тех пор две семьи в станице слушали радио с особым замиранием сердца. Все знали: в день Победы будут гулять на первой мирной свадьбе. Но так случилось, что когда по радио объявили о капитуляции, Георгий был в командировке. А в дом Маши бежали со всех ног подружки. Кричали: «Мы победили! Выходи замуж!»
С тех пор день 9 мая для семьи Скориченко стал еще и семейным торжеством. Георгий всегда шутил: «Ладно, до Берлина не дошел, зато жена у меня какая! Настоящая боевая подруга! Чем не победа в жизни?» Все дело в том, что в пяти миллиметрах от его сердца остался осколок немецкого снаряда. Когда лечился в сибирском госпитале, что греха таить, были нехорошие мысли – как дальше жить с такой угрозой. С этими мыслями и домой ехал, а увидел Машу – забыл о них навсегда. Правда, профессию комбайнера освоить не получилось: ранение к тяжелому труду никак не располагало. И он пошел работать печником на восстанавливаемый после войны Туапсинский завод.

Копия Скориченко (1)

(Основатели династии Георгий и Мария Скориченко с сыном Дмитрием – будущим Почетным работником нефтехимической промышленности)

Печники – в цене!

О том, что можно поехать работать в Туапсе, семья Скориченко узнала от родственников. У них племянница устроилась на завод, и была очень довольна.
– Если посчитать всех из нашей семьи, кто здесь работал – пальцев на руках не хватит, – говорит Мария Скориченко. – Георгий поехал сперва один. Конечно, его сразу приняли. Ведь в то время на всех установках печи клали вручную. И объем работ был огромный. На крекинге, к примеру, печь была высотой несколько десятков метров! Все это делал мой муж – конечно, не один. Печников в те годы на заводе была целая бригада.
Марию тоже приняли на завод разнорабочей, а позже она трудилась завскладом. Ее брата Бориса Кулабухова взяли в цех КИПиА. Сейчас там работает его сын Михаил – продолжает дело отца. Позже трое детей Марии Николаевны и Георгия Николаевича тоже пришли на завод. Из них дольше всех проработал Дмитрий: его стаж составил 43 года.

Пришел на завод в 17 лет

На завод Диму, тогда еще мальчишку, принимал лично директор – Владимир Георгиевич Ломоносов.
– Я сперва удивился – почему первое лицо большого предприятия решает, брать или не брать парня на работу, – рассказывает Дмитрий Георгиевич. – А ему важно было, кто придет в коллектив, считай – в семью. И к тому же я был несовершеннолетний тогда, а это ответственность. Вот директор и позвал меня на беседу. Все спрашивал – чем я хочу заниматься, чем увлекаюсь, какие книги люблю читать.
Через год Дмитрия призвали в армию. И служить ему пришлось в Красноводске – в том самом туркменском городе, куда в годы войны эвакуировали завод, и где его оставили после войны.
– Я, конечно, знал про эвакуацию завода, – говорит Дмитрий Георгиевич, – тем более от войны еще не далеко ушли. Да и работали тогда на заводе те, кто кто трудился в Туркмении. Я слушал воспоминания коллег по цеху, но никогда не думал, что смогу побывать в этом месте и, тем более увидеть тот, фактически наш Туапсинский завод.
После армии он вернулся обратно в Туапсе. Его определили работать на новую, только что запущенную тогда этило-смесительную установку. Очень скоро Дмитрий Скориченко стал одним из самых лучших работников установки, а позже перевелся в чистильщики. Чистка резервуаров – сложный и трудоемкий процесс. Дмитрий Георгиевич трудился на этой работе более 20 лет. Он награжден огромным количеством грамот, но самой главной наградой считает звание «Почетного работника нефтехимической промышленности». Вместе с ним в заводской бухгалтерии работала и его жена – Валентина Георгиевна. Ее стаж такой же серьезный – два десятилетия.

И любовь, и будущее

До середины 90-х годов Дмитрий и Валентина жили на улице Кошкина, как и многие заводчане: и на работу удобно, и детский сад при заводе был. А опоздание считалось большой провинностью. Вот и селились рядом с заводом целыми семьями.
– Завод предоставил нам жилье, – рассказывает Дмитрий Георгиевич. – Конечно, тесновато было с двумя детишками (к тому времени у нас уже росли сын и дочка), но благодаря заводу в доме всегда был свет, газ и горячая вода. А этим совсем не все городские улицы могли похвастаться. Хорошо мы жили, дружно. Вместе ходили на проходную – машин ведь тогда не было. И с работы вместе шли домой, праздники встречали как одна семья, помогали друг другу.
И дети из разных заводских семей росли, постоянно общаясь. Дочь Дмитрия и Валентины Лена и Виктор, сын Веры и Николая Поповых, жили рядом. А когда поженились – стали третьим поколением династии.
– Я горжусь, – говорит Елена Дмитриевна Попова, старший экономист Туапсинского НПЗ, – что вошла в заводскую семью Поповых, где несколько поколений, как и в моей семье, трудились на заводе. С моим будущим мужем мы вместе бегали в школу, потом я ждала его из армии. После окончания института мы поженились, и перед нами был открыт целый мир… Мы строили свою семью, и оказалось, что наш мир и наше будущее – это наш завод.
Вместе с заводом Виктор, Елена, и ее брат Андрей пережили бурные девяностые, получили жилье в многоквартирном доме на улице Полетаева, переехали от своих родителей, чтобы жить отдельными семьями. И сегодня из окон их старого дома, что когда-то построил на самой высокой горе заводской печник Георгий Скориченко, как на ладони видны заводские перемены. 90-летняя Мария Николаевна видела, как одна за другой уходили в историю трубчатки, как на их месте возводились новые объекты, и вырос совершенно новый, другой завод. Но он навсегда останется родным, потому что в его истории есть почти вековая история их семьи. И в нее кирпичиками вложена ее судьба, судьбы ее детей и внуков.

19 апреля 2024

Священник из Туапсинского района получил право носить камилавку

Настоятель храма в поселке Октябрьский отец Алексий Тельнов, получил такое поощрение от епископа Сочинской и Туапсинской епархии Германа.

«Камилавка — головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов, в виде расширяющегося кверху цилиндра. Право ношения камилавки - это богослужебная награда».

Такую награду вручают за усердное служение Православной церкви.

Читать далее

Били прутьями, морили голодом: в Лабинском районе родителей обвиняют в жестоком обращении с детьми

Прокуратура начала проверку, главе муниципалитета вынесено представление

Садистские методы воспитания к своим детям применяли жители одного из хуторов Лабинского района. Подростков, 11 и 15 лет периодически избивали железными прутьями, шлангами и просто кулаками. Детей унижали, не давали еду, запирали раздетыми в холодном подвале.

Такие издевательства продолжались целый год. Как объясняли 32-летняя мать и 41-летний отец, который одному из мальчиков приходится отчимом, все это было ради хорошей учебы. Один из подростков от такой жизни периодически сбегал из дома, не раз грозился самоубийством.

Читать далее

В Туапсинском районе открыли еще один пункт плетения масксетей

Новички-волонтеры в селе Тенгинка плетут уже вторую масксеть и ждут помощников.

В новом пункте плетения установлен станок, здесь учат подготавливать ленты, навыкам плетения.

«Пока у нас задействованы в работе 12 человек, - рассказали в администрации Тенгинского сельского поселения.

Читать далее

Кондратьев: объекты благоустройства выбрали уже 650 тысяч кубанцев

Губернатор Краснодарского края напомнил, что меньше двух недель осталось до завершения голосования по территориям для благоустройства по нацпроекту «Жилье и городская среда».

"Все районы края представили жителям проекты – это набережные, парки и скверы", - написал глава региона.

По его словам, проголосовали на данный момент уже свыше 650 тысяч жителей края.

Читать далее

Не ешьте эти продукты, если вам скоро вылетать

Если вам через несколько часов предстоит перелет – диетологи предупреждают о нескольких продуктах, которых лучше избегать. Это поможет сохранить отличное самочувствие в течение полета и после приземления.

Изображение: bestvietnam.ru

1) Фастфуд

Это и без того переваривается сложно. А на высоте 11 км ваш желудок не оценит такую ношу. Организм начнет активную борьбу с насыщенными жирами, что может вылиться в изжогу с диареей.

Читать далее