подворье

Козье дело

Шестьдесят голов коз, лошади, куры, гуси, цесарки – вот какое разношерстное, беспокойное и требующее постоянной заботы хозяйство у Оксаны Теплоуховой.
Текст: Оксана Смелая
Фото: Анна Бурлакова
Шестьдесят голов коз, лошади, куры, гуси, цесарки – вот какое разношерстное, беспокойное и требующее постоянной заботы хозяйство у Оксаны Теплоуховой. Каждого накорми, за каждым присмотри, обогрей.
первой в хозяйстве Оксаны Теплоуховой была коза. Собственно, почему – была? Она, госпожа Зуля, и по сей день в добром здравии и чудесном расположении духа, знай, поглядывает себе свысока на остальные 59 голов стада – к ней-то завсегда отношение особое! Именно с Зули с хитрющими глазами и открылся счет этому поголовью.

– Сама я, что ни на есть городская, – рассказывает гостеприимная хозяйка горного ранчо в Красном о том, как и с чего начиналась ее мини-ферма. – Но была у нас с подругой страсть давняя – лошади! Подруга первой и всерьез занялась лошадками в Анастасиевке, я помогала, а потом вот завела козу, эту самую Зульку (при этом хозяйка с улыбкой косится в сторону, где вышеназванная коза внимательно слушает рассказ и даже, кажется, кивает, соглашаясь). А она возьми да и принеси приплод – Гулю! Мы дома посовещались и решили опрометчиво – где один ребенок, там и два, и три вполне прокормятся. И купили… двадцать пять козлят. Вот, честно, даже не знаю, как мы это пережили! Многие из них даже кушать самостоятельно не могли, мы их с соски вскармливали, чуть не насильно! Но ведь все двадцать пять выжили и внесли свой вклад в расширение поголовья, так сказать
Пока мы говорим, козы потихоньку начинают подходить все ближе и ближе. Поначалу они стояли, наблюдая поодаль, выстроившись в ровную шеренгу и с такими же лицами (вот, что хотите, но у этих коз – лица!), как футболисты при пенальти. А потом шоколадно-белой лавиной хлынули к нам – пытались ненавязчиво откушать пряжки на моих босоножках, затем очередь дошла до сумки, даже блокнот попробовали на зубок. Любопытные и очень симпатичные создания охотно и весьма умело позировали и на фотокамеру.

– У нас в основном козы зааненской породы, – продолжает рассказ Оксана Теплоухова. – Эта порода и приплод дает активно и жирностью молока славится. Есть русская белая. Мы хотим эти две породы объединить. Вот на будущий год будем брать нового козла-производителя…

При этих словах возвышающийся над стадом почти на голову белоснежный козел с совершенно неожиданным именем Бельчик делает настоящую козью морду, типа – удивлен, в отчаянии! Неужто, его ждет участь козла отпущения?

– На самом деле никто и ничего с ним не сделает, – успокаивает хозяйка. – Просто мы поменяемся – я в соседнее хозяйство в Индюке его отдам, а сюда оттуда приведу швейцарского козлика. Порода должна улучшаться, должно быть постоянное вливание новой крови. Если не менять производителя, то поголовье пойдет слабенькое, маленькое, а то и вовсе вот такое чудо появится (Оксана показывает нам красавца козла с роскошной челкой, крутыми рогами, но… гермафродита!). Впрочем, тем, кто собирается заниматься разведением коз, нужно знать не только такие тонкости.
Например, нужно непременно делать загончики, рассчитанные на то, что рядом с мамочкой ее новорожденный козленочек будет. Дальше, козы любят, когда к ним по имени обращаются! В хозяйстве Оксаны Теплоуховой у каждого животного собственное имя, причем козочек нарекают в первую дойку, а еще оно непременно должно быть созвучным с именем матери: Зуля – Зоя – Гуля, Шоколадка – Шурик и так далее.

Но это так, лирика. Просто козы, действительно, удивительные создания – не случайно занимают они ведущее место в народном эпосе, а проще говоря – главные герои в любимых сказках. Заботы требуют они немало. Например, на корма и на сено уходит порядка двухсот тысяч рублей. Плюс – строительство загонов, непременное наличие человека, который денно и нощно приглядывает за стадом. К счастью, здесь такой есть – Виктор, работник, по словам Оксаны, на вес золота. Больше него о козах вряд ли кто знает. Козам обязательно нужен выпас, козы – очень чистоплотные животные (ни за что поднятую с пола морковку есть не будут!), а еще они – гулены! Если не поспали днем положенное время, могут завалиться где-нибудь за несколько километров от дома. Ищи, свищи их тогда! Но, как правило – свищут, ищут и находят.

Купили… двадцать пять козлят. Вот, честно, даже не знаю, как мы это пережили!
– Пока не то что больших, даже средних прибылей козы не дают, – печально улыбается Оксана.
– Пока не то что больших, даже средних прибылей козы не дают, – печально улыбается Оксана. – Наоборот, приходится мне весь сезон работать на стадо, на эту вот ферму (она обводит рукой и с любовью оглядывает подворье, на котором мы видим холеных лошадей в загоне, кур нескольких пород, кроликов, гусей). Но, по крайней мере, семью прокормить с некоторыми излишками хватает. Но я хочу сказать спасибо администрации нашего района, управлению сельского хозяйства – вместе с нами работают над поиском решений, как и чем поддержать наше хозяйство, под какую программу подвести, что тех же козлят оправдать! Вот по осени поеду на бесплатный семинар по животноводству – очень нужное и полезное дело! А еще буду представлять нашу продукцию на ярмарке выходного дня в Георгиевском по субботам – молочко козье, полезное, вкусное.

Козы, все это время стоявшие вокруг, очень слаженно, с одобрением покивали на это замечание и деловито… отправились в лес. А что? Все сказано, добавить нечего. Ну, это им, рогатым, нечего, а у нас дел невпроворот – нужно рассказать о прекрасных лошадях Фатоне, Цыгане, что сбежал от укравших и перековавших его конокрадов… Но, нет, правы, козочки, это – уже другая сказка о Сивке Бурке. И ее мы непременно расскажем в следующий раз.