коллекционер

Нумизматика, фалеристика, бонистика, филакартистика и другие недуги
Текст: Светлана Светлова
Фото: Анна Бурлакова
- Учтите, — предупреждает нас хозяин, приоткрывая дверь и «просверливая» взглядом, — в эту квартиру уже лет двадцать никто не входил, я даже сантехника не пускаю. А удостоверения у вас есть? Но наши полные наивности глаза и бесконечный восторг перед хозяином, видимо, подкупают, и нас впускают в святая святых – квартиру туапсинского коллекционера Игоря Цапко…

Туапсинскому обществу коллекционеров исполнилось 50 лет! То есть в 1966 году несколько «сумасшедших» собрались на учредительное собрание и создали городское отделение всесоюзного общества филателистов. Впрочем, туда вошли коллекционеры всех направлений.

Вместе с первым председателем того общества, ныне – Почетным коллекционером общества Ириной Герасимовной Лотник мы вспоминаем, какие же тогда были созданы секции.

– Нумизматов, – загибает она пальцы, – фалеристов, бонистов, филакартистов…

– Стоп! Стоп! – говорим мы. – Если нумизматы – это те, кто собирает деньги, то кто все остальные?!

Оказывается, фалерист – это тот, кто собирает этикетки от спичечных коробков. О, какая превосходная коллекция была в те годы у туапсинца Николая Самойлова! Но фалерист умер, и коллекция уехала к родственникам в Ростов. Бонисты – те, кто собирает бумажные дензнаки, а филакартисты – открытки старых лет. А вообще (просветила нас Ирина Герасимовна), видов коллекционирования – сотни. Правда у некоторых названия такие странные… Судите сами: эрроризм – монеты с браком, экзонумия – монеты, не имеющие значения денежных знаков, скрипофилия – утратившие ценность ценные бумаги, токенофилия – жетоны, филотаймия – карманные календарики. И таких увлечений сотни. И не зря их названия напоминают медицинский диагноз. Коллекционеры – по-своему «больные». Они «больны» своими марками, открытками, значками, форфоровыми статуэтками, предметами искусства и даже пивными банками. Но как заразительна эта «болезнь»! И как притягательны «обреченные»!

Туапсинский филателист Игорь Цапко
К одному из старейших туапсинских собирателей, в прошлом – тоже председателю Туапсинского общества филателистов Игорю Митрофановичу Цапко мы заскочили «на минуточку» – сделать снимок к этому материалу. А, открыв дверь, потерялись в пространстве и во времени. И в бесконечном обаянии коллекционера и его обширнейших знаниях – в искусстве, марках, истории. Вот, он настоящий коллекционер: и историк, и искусствовед. А как же иначе? Поневоле выучишь историю страны, если она вся отображена в марках. А Игорь Митрофанович коллекционирует марки по хронологии, то есть все, что печатались в нашей стране, с той самой первой советской в 1918 году. Мы ее видели! До этого, оказывается, были царские.И первая выпущена в 1858 году. Благодаря маркам, мы узнали, что в 1925 году в Ленинграде было страшное наводнение (марка выпущена в помощь пострадавшим), и еще много чего. Даже в годы войны марки выпускали. А уж сколько историй, легенд связано с ними!
Хоть коллекционеры и закрытая каста, замкнутые и недоверчивые люди, но время от времени позволяют взглянуть на свои сокровища – устраивают выставки. Раньше, конечно, их было больше. Ирина Герасимовна вспоминает, что только с 1977 по 1979 годы было проведено 18 выставок. Людям показывали редчайшие значки, марки, открытки, монеты, минералы. Все это хранится в коллекциях туапсинцев.
Натерпевшиеся от фашистов фарфоровые статуэтки хохла и хохлушки!
А в «квартире-музее» Игоря Цапко можно просто стоять часами и разглядывать стены, на которых развешаны картины его отца-художника, стеллажи книжного шкафа, где собраны семейные реликвии, экспозиции значков, наград. Практически все – это коллекция из истории его семьи. Представляете, есть даже медаль, изготовленная в России к 50-летнему юбилею отмены крепостного права в 1861 году! «Осени себя крестом, православный народ!» – написано на ней. Медаль сохранила прапрабабушка Игоря Митрофановича. А натерпевшиеся от фашистов фарфоровые статуэтки хохла и хохлушки! «Ему» фашист, зашедший в хату (семья жила на Украине), рукой оторвал голову. А «ее» хотел взять в качестве трофея, да наши начали бой, засвистели минометы, и немец выскочил из хаты. А статуэтки теперь здесь, и «он» – с приклеенной головой. Как самое ценное золото несет на вытянутых руках Игорь Митрофанович гирю из отцовского дома – ей более двух веков, в последние годы ею гвозди в доме забивали. А эти конверты и почтовые открытки 60-х и 70-х годов он нашел в старом сарае – брошенную, чудом не сгнившую кипу. Вывозил через две границы и две таможни почти как произведение искусства – с уговорами, просьбами. Каждая вещь здесь, как в сказке Андерсена, рассказывает удивительные истории. И сам «сказочник» счастлив, что может с ними общаться, невзирая на возраст и статус…

Но еще более счастливы они, когда собираются вместе, по воскресеньям в городском отделе молодежи, что в ГДК. Их время – с 9 до 11 часов. Кстати, приходить могут все, но вы не поймете, о чем они между собой говорят, до того сложен их сленг. Однажды Игорь Митрофанович в купе поезда встретил такого же филателиста, как он сам, и они проговорили всю ночь. Соседи сначала вслушивались, пытаясь понять – о чем, а потом махнули рукой. Примерно так сейчас между собой говорят молодые компьютерщики – на птичьем языке. Сегодня около пятидесяти человек в городском обществе, и все они будут праздновать юбилей. «В свое время обществом руководили интересные увлеченные люди. – говорит Ирина Герасимовна Лотник. – филателисты Тихомиров, Щедрин, Тарасенко, Панкратов, Ковалев, Кобельников, фалерист Коломиец, нумизматы Бордунов и Яковлев. Сегодня возглавляет общество Андрей Одабошьян. Сегодня в жизни общества принимают активное участие Игорь Митрофанович Цапко, Константин Федорович Куемжиев, Сергей Айтечевич Мерзоканов, Борис Иванович Панкратов. Я всем им благодарна, что за эти годы они сохранили общество и приумножили его деятельность»

А мы, покидая квартиру Игоря Цапко, вернулись в скучный и обыденный мир. Такой непохожий на его – волшебный…