Людмила Юдина
И снова жить!
В кабинете литературы идёт урок. Девочка у доски бодро отвечает домашнее задание. И те, кто не знает ничего о судьбе этой Милены, никогда бы и не сказал, что буквально несколько месяцев назад она была прикована к постели, а в её медицинской карте значилась запись – вегетативное состояние или, проще говоря, овощ...

ФОТО: АННА БУРЛАКОВА
Вернёмся в тот злополучный день – 7 ноября прошлого года

– С утра как-то сразу всё не заладилось, – словно кошмарный сон вспоминает мама Милены Ирина Рыбкина. – Сначала приболела младшая дочь, младшая сестра Милены. У неё резко поднялась температура. Пришлось оставить её дома. Бог отвёл! Буквально намедни моя сестра взяла билеты на самолёт. Они планировали отпуск. Её дочь Ева была долгожданным ребёнком. Сестра так любила её. Они прям не расставались ни на минуту. И в тот день племянница совсем не отходила от сестры. Мы ездили в город за новыми учебниками, ходили по магазинам. А на обратном пути... – Ирина прервалась и на выдохе с трудом добавила – И ушли из жизни они тоже вместе... В прошлом ноябре я, моя сестра Елена с племянницей и старшая дочь Милена попали в страшную аварию. На дорогу вылетел автомобиль из свадебного кортежа. Елена уходила от столкновения, машину занесло, в итоге, на скорости врезались в «Ниву». Сестру и племянницу медикам спасти не удалось, а для меня самой и Милены время начало новый отсчёт. Нужно было одновременно перенести потерю родных и близких и бороться за свою собственную жизнь...
Школа №37 в посёлке Тюменском Туапсинского района. День среды. С некоторых пор журналисты здесь частые гости, поэтому нам никто не удивился.

– Пресса? Ааа… Вы наверняка к Милене. Давайте я вас провожу, – радушно открыла нам двери завуч школы и повела на второй этаж.

Мы далеко не первые, кто за последнее время пришёл проведать десятиклассницу Милену Рыбкину. Она, если можно так сказать, местная знаменитость. В небольшом посёлке её знают все. За судьбу девочки, начиная с осени прошлого года, переживал весь Туапсинский район. Да что там! Вся Кубань. Вот и в эти дни мы продолжаем интересоваться успехами Милены.
Широкая красивая белоснежная улыбка, приятный голос, осмысленный глубокий взгляд, глаза, полные желания жить и радоваться жизни – всё это о Милене. Она хорошо подготовилась к уроку литературы. Она мечтает о профессии журналиста. Она знает, что этих людей «кормят» ноги. И сегодня самостоятельно ходить для неё почти не составляет труда. Иногда она устаёт. Сядет. Переведет дух. И опять идёт. Каждый день для неё это – победа.

– Мне важно за ближайшие полтора года научиться вновь ходить как раньше, – делится Милена. – Абсолютно без посторонней помощи. Тогда я смогу поступить в тот вуз, который хочу. Сейчас я выбираю между Москвой и Краснодаром. А ещё я люблю путешествовать, и мечтаю пройтись по улицам Праги, познакомиться с культурой и национальным колоритом Чехии, погулять по тем красивым местам этой интересной и яркой европейской страны.
Мы не виделись с Миленой, пока она была в реанимации. 24 дня. Они казались невыносимо долгими
Трагедия дочери, в первую очередь – испытание для родителей
Говоря о планах на будущее и дне сегодняшнем, потихоньку мы с Миленой шли до её дома. Местные прохожие встречали девочку с радостью, словно чудо. И это, поистине, чудо – человеку, получившему такие травмы, за относительно непродолжительное время встать на ноги и пойти.

Дома нас встретили мама и папа Милены – Ирина и Владимир. За чашкой чая разговор продолжился.

Трагедия дочери, наверное, в первую очередь – испытание для родителей. Ирина уже в который раз с самого начала рассказывает эту историю, но когда речь заходит о событиях того рокового дня, снова в горле застревают слова, а в глазах – слёзы.

– Мои травмы относят к средней степени тяжести, – говорит мама Милены. – Из больницы я вышла раньше. Мы не виделись с Миленой, пока она была в реанимации. 24 дня. Они казались невыносимо долгими. Каждый день я ждала, когда наступит завтра, и весь этот ужас пройдёт, но завтра не наступало долго. Затем муж сообщил мне счастливую новость – Милена вышла из комы! – Ирина на время замолчала. – Знаете, я никогда не сталкивалась с такими ситуациями. Вова рассказывал мне о положительных переменах, что у дочери есть реакция, что она откликается. И я надеялась при встрече с ней увидеть другое... Врачи называют это «вегетативным состоянием», а если сказать проще – овощ... Она дышала, она открыла глаза, но они... пустые, зрачки в одном положении. Они даже на свет не реагировали.
Я никогда и подумать не могла, что мне выпадет такое испытание, и придётся настолько тяжело. Но тогда сказала себе, что не для того я её рожала, чтобы мой ребёнок в этой жизни навсегда остался прикованным к кровати.
Знающие люди посоветовали Ирине обратиться к столичным учёным. Сотрудники управления здравоохранения Туапсинского района помогли в организации поездки в Москву. В научно-исследовательском институте детской экстренной хирургии имени Рошаля девочке назначили курс реабилитации. За 45 дней её подняли до статуса коляски.

– Как только Милена вышла из комы, Ирина не отходила от неё ни на минуту. Когда дочь первый раз заговорила, прохрипела «мама», мы нарадоваться не могли! – и сегодня, спустя уже столько месяцев, Владимир с искренним восторгом говорит об этом событии. – Жена начала звонить мне в Туапсе, по громкой связи дала послушать её первые слова. Те чувства не передать!

Диагноз девочки одной строчкой не заканчивается:
Последствия тяжелой сочетанной травмы головы, грудной клетки, таза, закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени, перелом со смещением лобной кости, переломы верхних медиальных стенок обеих орбит, перелом клиновидной кости, ячеек решетчатого лабиринта с развитием кистозно-глиозных изменений в правой лобно-теменной и правой височной долях ликворной кисты левой лобной доли.
Прогнозы, которые звучали в первые дни, когда всё только произошло, были совсем не утешительными. Но Милена показала большой прогресс, и это подарило родителям надежду, что их ребёнок всё-таки сможет вернуться к нормальной жизни.

Московские специалисты назначили продолжение лечения. Такая помощь стоила совсем не дёшево. Необходимой суммы у семьи не оказалось. Деньги собирали буквально всей Кубанью.

– Вы знаете, я поверила в человеческие доброту и сострадание. У нас, оказывается, так много неравнодушных к чужой беде людей. Нашу историю рассказали по краевому телевидению. И жители региона откликнулись. Благотворительный фонд «Край добра» собрал нужные средства. Всего организация нам оказала помощь в размере 650 тысяч рублей. В эти дни люди с улицы, обычные туапсинцы, помогали нам кто чем мог. Незнакомцы давали деньги. Меня это так удивило! В ежедневной суматохе создаётся впечатление, что каждый сам себе на уме, а жизнь показала, что люди умеют переживать за чужое горе как за своё личное.

В научно-исследовательском институте детской экстренной хирургии имени Рошаля девочке назначили курс реабилитации. За 45 дней её подняли до статуса коляски.
Милене предстоит ещё многое сделать. Впереди – очередные курсы реабилитации
За полгода непрекращающихся процедур, приёма препаратов, массажей, упражнений на тренажёре Милена встала на ноги и пошла. Родители и девочка приложили титанические усилия, и, тем не менее, нужно сказать – всего за полгода. Это не просто колоссальный результат. Это чудо! Она вернулась в школу уже в апреле, а летом сдала со сверстниками экзамены. И даже танцевала на выпускном вечере.

– Ну, танцевала – это, конечно, громко сказано, – поправляет Владимир. – Пыталась это делать. Но мы верим в то, что в скором будущем для неё это не составит никаких трудностей. Это наша следующая цель! Врачи сразу сказали, что запускать ситуацию нельзя и нужно работать каждый день, что мы и делаем.

Милене предстоит ещё многое сделать. Впереди – очередные курсы реабилитации.

– Раньше я активно занималась спортом: играла в волейбол, плавала, – рассказывает Милена. – Хорошо плавала с пяти – шести лет, а сейчас разучилась. У меня плохо получается. Приходится по-собачьи. А ещё я танцевала. Иногда сижу представляю, как я вновь танцую, как раньше...

После аварии, Милене заново пришлось не только учиться ходить, но и говорить. Последствиями тяжелой черепно-мозговой травмы стали проблемы с моторикой и речью. Девочка вот уже несколько месяцев не прекращает занятия с логопедом и психологом.

– В ноябре мы планируем поехать в Центр развития речи, а потом опять в НИИ имени Рошаля. Кстати, я Рошаля два раза видела! – делится впечатлениями Милена.

Современная жизнь – сплошная суматоха. Начинается она, как правило, со звонка будильника, который, как флажок шахматной расцветки на прямой у бегуна, даёт нам старт нового торопливого дня. Так важно успеть сделать кучу вещей, и в суете мы теряем чувство ценности времени, которое нам отведено. Наша голова забита миллионами мыслей. Мы переживаем за одно, за другое, за третье, решаем, как кажется, великие проблемы. Но в действительности реальными неприятностями в жизни случаются события, которые раньше никогда не трогали наш беспокойный ум. Такие, например, что застают врасплох, днём, в какую-нибудь обычную субботу, 7 ноября... И как мы поведём себя? Увы, тест на прочность проходят далеко не все. Люди по-разному реагируют на стресс. Не у каждого хватает сил, упав, подняться. Пример туапсинцев Рыбкиных поистине впечатляет и вдохновляет. Общаясь с ними, понимаешь, какие это жадные до жизни, сильные духом люди. Они вселяют веру в лучшее и вдохновляют на то, чтобы даже в патовых ситуациях не сдаваться.