Давит Нурджанян из Гойтха, как библейский царь Давид, не родился пастухом. Но стал им, а заодно и ветеринаром, земледельцем – когда решился из инженера – городского жителя превратиться в фермера. Но чтобы стать царем своего дела, ему предстоит еще многому научиться и еще больше трудиться.

Копия IMG_8218

В Гойтхе у дома фермера Давита Нурджаняна первыми встречают нас годовалые бычки. Здесь животных не прячут от дурного глаза – кто ж заберется за 70 километров от Туапсе в такую глубинку! Вот и устраивают хозяева загоны не в глубине дворов, а снаружи. Маленькое стадо, как и положено, набычившись, выставив вперед рожки, уставилось на нас.
Совершенно библейского вида мужчина подливал им в кормушку воды из ведра. Видя нашу нерешительность, сказал:

«Что стоим? Заходите!» В добротном коровнике Михаил Саакян (тот самый, «библейский») показал нам только что родившихся телят – пять пестрых и черных малышей, кидавшихся ко всякому, кто протягивал им руки. Там мы познакомились с не менее колоритным фермером Давитом – зятем Михаила.

– Простите, что не встретил, – сказал он. – Как раз сейчас делаю уколы малышам. Ветеринар приезжал, всех осмотрел, дал рекомендации. А этим надо через две недели после рождения вколоть витамины, чтоб крепче были, чтоб обмен веществ и все такое. Вот, освоил технику инъекций.

Впрочем, делать уколы, равно как и доить, и принимать роды, и снимать депрессию беременных, и выхаживать новорожденных Давит научился еще два года назад. Тогда их молодое стадо впервые дружно дало приплод – тот самый, который встречал нас. Теперь он все это проходит во второй раз.

– Если б мне когда-нибудь кто-нибудь сказал, что я буду «коровам хвосты крутить», я бы ни в жисть не поверил! – улыбается Давит. – И в мыслях не было. Жил в городе, закончил институт, по специальности я инженер-механик. А вот женился, и надо думать о том, как кормить семью, какое дело детям оставить? А я все по стройкам, по шабашкам. Как-то неуютно от этого было, да и стабильного заработка опять же нет. Короче, на семейном совете решили: будем фермерами. Тем более, и у нас в районе, и в крае все говорят о поддержке фермерства, о том, как это важно.

Давит и брат жены Араик заручились поддержкой родителей и начали! Фактически, занимаются коровами они все вместе, все три семьи – не разграничивая, кому, что делать сегодня, и чья в стаде корова. Пока все – сообща и все общее.
Первый шаг – подсчитали деньги на покупку коров. Конечно, не хватало. Сегодня дойная корова стоит 50 – 60 тысяч рублей. Поэтому взяли кредит и купили-таки десять буренок.

– Купить-то мы их купили, – улыбается глава семьи Михаил Саакян, – и только потом стали срочно коровник возводить. Нас трое мужчин, еще родню привлекли – за три месяца дворец для стада был готов. По всем правилам – стойла с кормушками, с детским отделением, с родильным. И с сеновалом наверху.
Скоро у Мариам (тещи Давита) уже стали руки болеть от дойки – и купили доильный аппарат. Теперь, когда стадо возвращается с пастбищ, их коровник напоминает настоящую ферму – с доильными аппаратами, флягами. Мариам только додаивает остатки.

Копия 11

– А что-то сена на сеновале не видно, – замечаем мы.
– А не хватило на зиму, съели все, – отвечает Давит. – Пришлось докупать. Посудите сами – в день каждая съедает по 10 – 15 килограммов сена, а еще на каждую в день надо по 2 килограмма комбикорма запаривать. А годовалые телята тоже требуют не меньше – они же растут!

Вот тут-то и поддержали наших фермеров, как обещали. Давит держит связь с районным управлением сельского хозяйства, которое помогает ему и советом, и делом. А в крае сейчас к фермерам вообще особое внимание и помощь. Программы субсидирования действуют. Оформил документы без проволочек. И получил на каждого новорожденного теленка, как говорит сам фермер, «на прокорм». Новорожденные тоже получат себе «на зубок», но пока оформлять субсидию Давит не торопится: не все еще родились. Первая партия мамочек «отстрелялась» в начале марта. А вторая собирается порадовать хозяев в конце. Но как только будет ясно, сколько в стаде малышей – и на них оформят «детские пособия».

– Я убедился, что все, что говорят о политике поддержке фермерства – правда, – говорит Давит. – Стадо-то наше растет, надо расширяться, а наш небольшой участок земли не позволяет. Обратился в администрацию – мне выделили землю! Осенью поставим там второй коровник для подросших телят. И с пастбищем мне тоже помогла наша местная администрация. Спасибо главе Наталье Сергеевне Сычевой. Для фермеров создают условия. Надо только не лениться.
На самом деле, что мы, приехавшие к ним на час – два, можем понять об их труде? Мы можем только умилиться телячьим мордочкам, напиться парного молока, погладить круглые бока еще не родивших буренок и восхититься фермерами: «Какие вы молодцы! Не побоялись такого тяжелого труда!» И вернуться в город – к теплому офису, асфальту и телевизору. И магазинам, где продается говядина и свинина.

А у них продолжится рабочий день, который начался в пять утра. Шприцы с витаминами сменит лопата – они будут выгребать навоз и вычищать стойла и детское отделение. Потом начнется работа на «коровьей кухне», где в огромных чанах запаривается комбикорм. Кто-то из них уйдет в лес, на пастбище, весь день проведет там. А в это время оставшиеся займутся молоком. Будут его процеживать, отделять часть для телят, часть – для собственных детей, на мацони, на творог и сыр. Это тоже требует времени. И не успеют оглянуться, как замычит у ворот вернувшееся стадо. И снова начнется кормежка, дойка, мытье аппарата, чистка коровника и …можно начинать читать абзац с начала.

А если ночью у кого-то роды начнутся? Или кто-то из малышей (не дай Бог) заболеет? Вот недавно, один из новорожденных перепугал их – плохо стало, и в 12 часов ночи им пришлось вызывать ветеринара. Доктор примчался в Гойтх, до утра они возились с теленочком, ставили ему капельницы, поили с ложечки… (Давит очень благодарен всем ветеринарам районной службы во главе с Сергеем Викторовичем Мызниковым).

Молодой Давит и его родственники выбрали себе очень нелегкую судьбу. Судьбу животновода, которая требует ежеминутного труда – и днем, и ночью ты не принадлежишь себе. Уверена, иногда от большой усталости его посещают и такие мысли: «А зачем все это, ведь проще купить кусок мяса в магазине и пакет молока впридачу!» Но приезжает он в Туапсе (по делам приходится), и буквально через час уже начинает тосковать по своим ласковым подопечным, начинает волноваться – хорошо ли вели себя буйные подростки, и не улизнула ли, как всегда во время кормежки, за речку самая хитрая из всех коров Пеструха? И торопится вернуться в этот странный, но такой притягательный мир, который он сотворил сам.