3 октября 2013

Вечный зов Зинаиды Шульженко

2 октября туапсинке Зинаиде Васильевне Шульженко исполнилось 95 лет! Родные, соседи, знакомые, друзья, бывшие коллеги по работе, ветераны войны и труда сердечно поздравляют ее с юбилеем! Здоровья, здоровья и еще раз здоровья.

– Сестра! Помоги! – Этот крик она слышала во сне еще долгие годы после войны. Уж слишком сильны были впечатления для 19-летней девчонки, сразу вот так, в одночасье брошенной во фронтовую мясорубку.

– А все потому, – рассказывает Зинаида Васильевна, – что мы занимались перед войной на курсах сандружинниц. Так-то я после окончания техникума работала в финансовой части Петрозаводского района Ленинграда. Бюджет вела. А в конце 30-х годов молодежи кинули клич: «Если завтра война?!» Вот мы после работы на курсах, как в настоящем медучилище, учились оказывать первую помощь, накладывать жгуты и так далее. Честно говоря, я не думала, что буду заниматься этим. Но война и вправду началась…

В той неразберихе первых дней они, девчонки, с этих курсов попали в Карелию, в госпиталь.

– Госпиталя как такового не было, – вспоминает Зинаида Васильевна. – Не было коек, врачей, медикаментов… Мы еще мыли стены в каком-то старом здании, как услышали: «Раненых привезли!». Побежали, а там… На носилках окровавленные, грязные, матерящиеся мужчины. А куда их? Что делать? Вот мы разложили на полу их всех, и плачем за дверью…

Потом госпиталь начал работать, а ее отправили в поезд, который почему-то называли летучкой. От передовой – сутки, и вот эти сутки она должна была довезти свой вагон живым. А в вагоне – сверху донизу – люди. Кричащие, плачущие, требующие помощи, в забытьи, умирающие… Она металась между ними, как сумасшедшая, но помочь существенно не могла. А они звали и молили – все сразу: «Сестра! Помоги!»

Однажды начальник поезда застукал ее в тамбуре рыдающей. Сил не было вынести. И так вскипел: «Не смей! Это они могут плакать. И то держатся. А ты что себе позволяешь?! Чтоб никто – ни я, ни они – никогда не видели твоих слез. Гладь их по голове, меняй повязки, бинты. И – улыбайся!»

– А однажды везли парня, который все сутки кричал: «За Родину! За Сталина!» Боже – какой голос у него был зычный. И он не умолкал, а другие раненые готовы были убить его. Но контуженный солдат не видел ничего вокруг, кроме боя. И тогда Зина обняла его, и так летели они на своей летучке до самого конца…

Потом она еще много всего видела, с госпиталем прошла за передовыми частями всю войну – до самой Германии. Среди раненых нашла и свою любовь – веселого Саньку Шульженко, которого после третьего ранения комиссовали, а он остался в госпитале – при ней.
Так и прожили всю жизнь вместе. А в 60-х приехали в Туапсе. Он работал в порту, а она – бухгалтером в здравницах района. А война напоминала им о себе двумя немецкими репродукциями, которые они (наивные!) привезли на память о Германии. И ночными ее кошмарами, вечным зовом: «Сестра, помоги!» И его болями – последствие ран, и ее невозможностью иметь детей – последствие невыносимых для женщины условий на войне. Орденами и медалями. И праздником Победы.
Победы, которая оправдывает все, а ее судьбу поднимает на невиданную высоту…

12 апреля 2024

Спасать людей после ДТП в Туапсинском районе бросилась случайно оказавшаяся рядом фельдшер

Ольга Раганян, 23-летняя сотрудница туапсинской Станции скорой помощи, на своей машине ехала по трассе Туапсе-Майкоп, где возле хутора Греческий столкнулись автобус и две легковушки.

«Я утром ехала на своей машине домой после смены, - говорит Ольга Вячеславовна. – И вдруг впереди произошла эта авария. Я сразу же направилась к людям, вдруг есть пострадавшие.

В автобусе пострадавшими оказались женщина и мужчина, нашлась аптечка в автобусе и вторая – в легковом автомобиле, где пострадал водитель. Я сделала перевязки, старалась поддержать пострадавших в этой стрессовой ситуации.

Читать далее
9 апреля 2024

Как в Туапсинском районе на след убийцы вывел череп

Под руководством Александра Логвина туапсинский Отдел милиции раскрывал до 300 уголовных дел
в год.

"В Агое в реке всплыл человеческий череп, в полицию сообщили местные жители, – вспоминает спустя почти сорок лет полковник милиции в отставке Александр Логвин.

– На место выехала группа криминалистов. Сначала выдвинули версию, что осадками подмыло одно из кладбищенских захоронений. Однако, детально осмотрев находку, наш эксперт заметил на костях черепа следы свинца. Кладбищенская версия рухнула, мы поняли, что имеем дело с убийством.

Читать далее
13 марта 2024

Марет Чачух научилась говорить по-русски в школе, а сегодня она – учительница адыгейского языка

На ее уроках ученики сош № 12 села Георгиевского познают не только письменную и устную речь своих предков, но и основы традиций, быта, причем, учат родной язык не только по учебникам, но и через танец.

«Очень люблю танцевать, - признается Марет Чачух. – В танце можно сказать все без слов. С танца началась моя работа педагога: учила молодежь Цыпки, где живу с 5 лет, как чувствовать ритм, как правильно двигаться. У некоторых плохо получалось, приходилось из двенадцати танцевальных частей делать только шесть.

Потом поняла: пока сердцем не почувствуют, пока душа не затанцует, так и будет. Ведь что получается? Раньше танец был обязательным на общих и семейных праздниках, танцевали родители, танцевали дедушки и бабушки. Танец для всех был частью жизни. Вот также и с родным языком.

Читать далее
8 марта 2024

Русская матушка

Ирина – жена священника отца Павла, мать троих детей, дипломированный врач. И хотя Международный женский день далекий от церкви праздник – отец Павел обязательно дарит матушке Ирине какой-нибудь милый подарок. Православным не возбраняется проявлять любовь и заботу в любобое время. Так что светское 8 Марта, славящее материнство и женственность, отмечают даже глубоко верующие люди.

Семья Чергинец приехала в Туапсинский район из зоны СВО, из Херсонской области, в ноябре 2022 года. Проводилась эвакуация мирного населения от украинских обстрелов. Прибыли в пункт временного размещения в Небуге, где до сих пор зарегистрированы. 

Павел и Ирина 13 лет вместе. Старшей дочке Марии 11 лет, сыну Ивану 7 лет, а младшей Анастасии 5 лет. Матушка занимается домом, детьми и помогает мужу во всем. Руководит сейчас церковным хором в храме при туапсинском роддоме. Детей, кстати, взяли в музыкальную школу. Ивана – на хоровое отделение, а Машу – на фортепиано. 

Читать далее
23 февраля 2024

Отец «Жеглова»

Юрий Козленко – учитель в туапсинской школе No2. Не все знают: на его счету 156 боевых операций во второй чеченской кампании. Он дважды ранен, дважды контужен. Служил в ФСБ, награжден как за боевые заслуги, так и за борьбу с религиозным экстремизмом, экономической преступностью.

Юрий Козленко воспитал сына, который поднял русское знамя на здании администрации Херсона. Позывной сына – «Жеглов». Мы писали о нём. Поговорили с Юрием Козленко о семейных ценностях, деятельной любви к России военной службе

– У вас столько боевых наград... Просто удивляешьсякакоткуда?

Читать далее