туапсинцы
Музей боцмана
Это сегодня мир завален китайской сувениркой, а тогда моряки привозили из дальних странствий – все настоящее, подлинное, самобытное


Туапсинцы
Музей боцмана
Это сегодня мир завален китайской сувениркой, а тогда моряки привозили из дальних странствий – все настоящее, подлинное, самобытное
Оксана Смелая, Анна Бурлакова
Маски с Берега Словной Кости, Мадагаскара и Кении, удивительная резьба мастеров Океании и Японии, кораллы, раковины, крокодилы и даже челюсть акулы – все это гармонично вписалось в обстановку обычной туапсинской квартиры.
Мы попали в сокровищницу морского дракона. Драконом моряки называют опытного боцмана. А опыта у Евгения Чуприны за почти полувековое хождение по морям-океанам накопилось – тоже море.
На память о дальних странах осталось более шестидесяти масок, штук восемьдесят статуэток, почти две с половиной тысячи разных раковин и множество других диковинок
– В советское время в моряки шли не только за романтикой. Мы могли из рейсов импортные вещи привозить, не только для себя, чего уж… А мне всегда хотелось большего, чем яркие тряпки привезти. Вот и тратил практически все, что можно было, на разные диковинки.
– По внешнему виду маски можно назвать племя, которому она принадлежит, – рассказывает Евгений Анатольевич. – Есть маски ритуальные, есть праздничные, есть воинственные, есть тотемные, посвященные тому или иному зверю – покровителю рода. Одни змее поклоняются, другие – крокодилу или пантере. Вообще маска – особая вещь, она всегда принимает часть души мастера, его настроение. Но в целом никакой опасности не таят. Кроме… обрядовых масок. В некоторых африканских племенах для одной маски строят отдельную хижину, и она живет в ней, пока не умирает от времени (старится материал). Другие хоронят своих соплеменников в специальных масках. Короче говоря, тут надо аккуратно. Я не могу сказать, что верю во все эти вещи, но… Лучше не трогать то, что не понимаешь.
В коллекции Чуприны все-таки одна ритуальная маска есть. Он о ней много рассказывать не стал, просто показал – вон, там в углу над холодильником висит. Зато другой маске – особый почет был: ее подарил нашему боцману вождь одного племени в Конго. Дело было во время долгого перестоя на танкере «Владимир Высоцкий», везли во Францию парфюмерное масло. Вот во время одного из выходов на берег и попали в гости к вождю в настоящее племя. Пивка взяли, а те им свой напиток предложили – его готовят из жеванных листьев. Словом, подружились, решили сувенирами обменяться, и вождь эту маску Евгению Анатольевичу подарил.
Моряков – не романтиков в природе не существует. А еще каждый моряк непременно в себе дар открывает. Вот так и Евгений Чуприна мало того что пишет прекрасные стихи о море, моряках, вере, надежде и любви, так еще и сам замечательно режет маски из дерева!