Скалу Киселева, «Киселюху», как ласково зовут ее только туапсинцы, знают все. Но что мы знаем о самом художнике Киселеве? Чем прославился? Сколько картин написал? И почему его имя стало брендом нашего города, нашего района? В год 180-летия художника-передвижника, академика живописи Александра Киселева вы найдете ответы на эти вопросы в нашей газете.
Чехов с мягкой иронией звал детей художника, а их было уже семеро, «киселятами» и с радостью принимал участие в их семейных вечерах. А чтобы купить одноэтажную дачку в Туапсе, художнику пришлось влезть в долги. Зато появилась целая серия картин, посвященных Туапсе. И самая дорогая для нас – «Кадошские скалы», со скалой, которая носит имя
художника.
В этом году, исполняется 180 лет со дня рождения академика живописи, мастера пейзажа, художника-передвижника Александра Киселева. Последние десять лет жизни Киселева тесно связаны с Туапсе, где он жил и работал. Туапсинские пейзажи по праву считаются жемчужинами в творческом наследии художника.
Вольный художник из рода военных
Род Киселевых большей частью – военные. И будущий художник появился на свет в семье офицера, возглавлявшего гарнизон в финляндском Свеаборге 6 июня 1938 года. Однако после рождения сына семья Киселевых переехала в Россию, и Александр Киселев-отец получил должность лесничего под Казанью. Может, именно тогда в маленьком Саше и зарождается эта безудержное поклонение природе, которую он рисовал просто безупречно?
Его дед, майор Сергей Киселев, был участником Отечественной войны 1812 года. Именно с учетом героических заслуг деда Александра Киселева принимают в Петербургский кадетский корпус на казенный счет. Будущий художник рисовал, писал стихи, а вот муштра была не для него. А уж тем более представить, что придется кого-то убивать, Киселев никак не мог. И поступил в Петербургский университет на филологический факультет. В университете молодой человек проучился всего три года – в 1861 году он был исключен за участие в студенческих волнениях. Киселёв по ходатайству петербургского губернатора А.А. Суворова был зачислен в Императорскую Академию художеств, и получил малую серебряную медаль за пейзаж с натуры, а затем и большую серебряную медаль (1863) за картину «Вид в Новгородской губернии». В 1865 году Киселев выходит из Академии со званием классного художника 3-й степени.
Зимой – чернильница, летом – песочница
Это так Александр Киселев о Харькове, о его цветовой гамме, сказал. Что ж, в этом городе приходилось бывать и мне, поэтому могу заверить – в остроумии Александру Александровичу нельзя отказать, зимой – чернильная грязь, летом – белый песок. Он приехал в Харьков с товарищем под предлогом «познакомиться с природой Малороссий», но на деле здесь было дешевле жить. По утрам художник писал этюды, днем – иконы, давал уроки рисования, готовил статьи в журналы. А вечерами ухаживал за соседской барышней, дочерью харьковского профессора Протопопова. Одним словом, времени даром не терял.
Но все равно пришлось поправлять материальное положение, работать секретарем Земельного банка. Как писал со свойственным ему юмором Киселев, «почти на десять лет дезертировал из области искусства в среду банковских операций». К этому времени он уже был женат и имел троих детей. Служба в банке обеспечивала стабильный доход и позволяла в свободное время заниматься живописью. Сослуживцы Киселева относились к его живописи снисходительно.
И вот тут вмешался Его Величество Случай. Как-то Киселев нашел у себя на столе записку от художника Мясоедова, в которой говорилось о приезде в Харьков передвижной выставки. Вот тут-то и грянул гром с небес – Александр Киселев делает окончательный выбор в пользу живописи! Скажите, а разве сегодня мы не крутим снисходительно пальчиком у виска, глядя, как кто-то очертя голову бросается в омут искусства, бросая стабильность и сытость? Но, заметьте, что, как правило, именно такие потом и делают себе имя. Киселева тоже, мягко говоря, не одобрили.
Подвижники передвижники