Туапсинские вести
 
КУЛЬТУРА
Соло для мамы с оркестром
Виктору Сороке – художественному руководителю и дирижеру туапсинского камерного оркестра, Заслуженному работнику культуры Кубани исполнилось 55 лет.
С ним выступают звезды отечественной и зарубежной сцены, из Голландии, Италии, Англии, и Питера, Москвы, Краснодара, Сочи и Абхазии. Камерный оркестр для Туапсе стал визитной карточкой. Без этого драгоценного украшения праздников и торжеств, этих терпко-ароматных ноток хорошего вкуса и настоящего искусства, кажется, невозможен сам туапсинский бриз.

Мечта Виктора Сороки о камерном оркестре сбылась в то время, когда у многих рушились не то что мечты, но и реальная жизнь – в начале 90-х. И вот некий признак особенности – в первую очередь, самих туапсинцев, которые жить не могут без красивого, яркого, талантливого.
– Как музыкант я состоялся благодаря моим родителям – Виктору Ивановичу и Марии Петровне, – говорит Виктор Сорока. – Они привели меня в музыкальную школу в Майкопе, они создавали все условия для занятий. На вступительных испытаниях в музыкальную школу я пел «Орленка», и учитель сказал родителям, что совершат ошибку, если не будут учить меня музыке. А потом, я только старался соответствовать родительскому принципу: либо хорошо, либо никак.

Виктор Сорока окончил музыкальную школу в Майкопе по двум отделениям – фортепиано и струнное. Но серебряный голос виолончели, ее необыкновенное бархатное контральто взяло верх. В майкопское музыкальное училище будущий Маэстро поступил по классу виолончели к талантливому преподавателю Наталье Шадинковой, в дальнейшем воспитавшей и подготовившей многих высококлассных музыкантов. С ее легкой руки Виктор Сорока занимает 1 место на конкурсе Юга России и становится лауреатом 1 степени.

– К тому времени уже старался вносить лепту в семейный бюджет, – вспоминает Виктор. – На третьем курсе начал трудовую деятельность в составе ВИА «Радуга» майкопского парка культуры и отдыха. Играли на танцах, по разным случаям. Так жили тогда многие музыканты. Дальше Харьковский институт искусств им. Котляревского Сорока учится у одного из лучших мастеров Русской школы виолончели, – школы Ростроповича, Елены Щелканцевой.
Практически на каждом концерте среди зрителей можно увидеть Марию Петровну, маму Виктора Сороки. Она старается по возможности не пропускать ни одного выступления камерного оркестра. Открывать возраст женщины – не принято, но когда ей за девяносто, а она при этом учит и читает стихи, красива, думаю, можно. И глядя на всегда подтянутого, элегантного, галантного Виктора Сороку, начинаешь понимать, что таким манерам научиться нельзя, ну, нельзя воспитать в себе аристократичность или вытравить данную природой – это генетика.
Как удивительна все-таки жизнь. Сколько тайн и удивительный семейных историй хранятся в семьях и душах, припрятанные до поры до времени. Вот и история о дедушке Виктора Сороки, Петре Андреевиче дождалась своего часа. О том, как служил в армии с 1911 по 1920 год, как успел за это время в турецком плену побывать, да сбежать оттуда. И о том, как был он штаб-трубачом! Вот вам и музыкальная генетика.
Дед прожил 103 года, и все запомнили его как светлого, примиряющего всех и очень верующего человека.
Людям с редкими, скажем, говорящими фамилиями, всегда приходится как бы чуточку оправдываться: мол, в метриках так записано. Мне вот объяснять, что подписываюсь не псевдонимом выпало дважды: девичья фамилия Дрозд перешла в замужестве в Смелую – вот и живи теперь с этим! И все-таки, «птичья родословная» дала о себе знать – крестным отцом моей дочери стал Виктор Сорока, за что мы очень благодарны судьбе.

– А у нас и другая птица в роду есть, – шутит Маэстро. – У мамы моей в девичестве была фамилия Чайка.

Может, и это как-то повлияло на то, что более тридцати лет назад в наш морской Туапсе приехала замечательная музыкальная семья Виктора и Марины Сорока.
Сегодня ученики Сороки играют в ведущих музыкальных коллективах России. Матвей Заболев стипендиат конкурса «Новые имена», по окончании Московской государственной консерватории работает в Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии. Еще одна ученица, Оксана Кухтова – в симфоническом оркестре Республики Адыгея.

– Делать, что любишь, и любить то, что делаешь, – задумывается на вопрос о счастье Виктор Сорока. – Я счастлив тем, что наш оркестр не просто живет, а он любим, востребован. Мы стараемся все время идти вперед, что-то давать новое зрителю. И наша публика всегда готова это принимать, оценивать! Счастье – это когда тебя слушают и слышат. Каждый концерт, каждая встреча со зрителями – счастье.