Перебои в подаче электроэнергии стали одной из главных тем жалоб туапсинцев. Почему же происходят отключения? И что делается для улучшения ситуации? Эти и другие вопросы мы задали директору АО «НЭСК – Электросети» «Туапсеэлектросеть» Владимиру Папукову, и своими глазами увидели, как работают аварийные бригады и диспетчерская служба.

Владимир Владимирович, почему свет в последнее время стал гаснуть так часто?

Объективных причин несколько. Главная – износ электросетей. Основная доля фидерных линий прокладывалась в городе в 60 – 70 годы. То есть срок их эксплуатации подошел к концу. Заменить все и сразу, как вы понимаете, невозможно: для этого надо просто отключить весь город от электроэнергии, к тому ж не на час и даже не на день. Поэтому мы проводим плановые ремонты. При этом стараемся переключать потребителей на другие линии. А источников резервного питания не хватает, у тех, что есть, срок эксплуатации тоже на исходе. То есть дополнительные нагрузки могут привести к авариям.

Помимо износа сетей есть еще одна проблема – увеличение нагрузки. Согласитесь, что объем подачи электроэнергии, который был актуальным 40 – 50 лет назад, сегодня совсем другой. Он вырос и продолжает расти, и чтобы обеспечить необходимую мощность подачи электроэнергии, опять-таки, нужна модернизация линий и дополнительные источники питания.

Еще один фактор, существенно влияющий на обеспечение бесперебойной подачей электроэнергии – рельеф местности. У нас он очень подвижный, оползневой, и это не может не отразиться на состоянии подземных электролиний. Поэтому число аварий возрастает в период дождей, когда происходит смещение подземных слоев почвы.

А в чем видится выход из ситуации? Мы ведь понимаем, что сегодня вся жизнь «запитана» на электроэнергии.

Как я уже сказал, мы проводим плановые мероприятия по модернизации линий, применяем только современные технологии и материалы. И результаты налицо – на улице Калараша, хоть это и достаточно оползневой участок, но новые проложенные нами электролинии лучше справляются как с физическими нагрузками, так и с энергетическими, связанными с потреблением электроэнергии. Большую работу провело наше предприятие в преддверии новогодних каникул. В это время нагрузка на линии возрастает в разы, и наши профилактические мероприятия позволили исключить аварийность: люди были со светом! Мне бы хотелось сказать спасибо всему нашему коллективу, особенно ремонтно-аварийным бригадам, лаборатории, тем, кто выезжает на места аварий в любое время суток, в любую погоду, чтобы обеспечить людей светом! Ведь бывает, чтобы добраться до поврежденного участка кабеля, нужно не просто вычислить его, но и лопатой поработать. А если линия покрыта еще и полуметровым слоем бетона, так и трактора в дело идут. Мы, конечно, понимаем, что в это время люди сидят без света (зачастую, наши семьи – тоже), и стараемся устранить аварию быстрее. Поэтому, принося свои извинения за временные неудобства, все-таки хочется рассчитывать и на объективное отношение со стороны потребителей.

Большое понимание проблемы и поддержку мы видим со стороны администрации города Туапсе. У нас есть «Дорожная карта модернизации городских электрических сетей», согласно которой мы поэтапно работаем по замене линий. В генплан развития города вносятся корректировки с учетом энергообеспечения. То есть мы должны четко знать – что будет строиться и для чего, чтобы рассчитать нагрузку. Мы ведь сегодня сталкиваемся и с проблемой несоответствия объектов их первоначальному назначению: по документам, например, жилой дом, а на деле – гостиница, с соответствующим увеличением мощности потребления и нагрузкой на сети. Но это уж – другой вопрос, вопрос, который мы вместе с администрацией города, с правоохранительными органами держим на контроле, как и любое иное хищение электроэнергии потребителями.

Люди часто жалуются, что в электросети не дозвониться, когда вдруг погас свет. Почему так происходит? И, главное, куда обращаться, чтобы узнать, что случилось и надолго ли это?

Для того, чтобы информировать потребителей о том, что произошло, – говорит директор АО «НЭСК – Электросети» Владимир Папуков, – существуют горячие линии и единые диспетчерские службы, которые оперативно получают от нас всю необходимую информацию.

А ваши диспетчеры, они не отвечают на звонки?

Главная должностная обязанность наших диспетчеров – координация работы бригад. Бывает, на выезде не одна, а две, три бригады, аварии одновременно устраняются в разных частях города, а работа связана с напряжением. Любая ошибка, любая неточность действий диспетчера может стоить человеческой жизни, и не одной.

С работой диспетчеров «НЭСК – Электросети» мы решили познакомиться на месте. Для этого нас впустили в «святая святых». В диспетчерской – мониторы, горящая разными огоньками схема системы электроснабжения всего города, телефоны прямой связи с выезжающими на линию бригадами – и все это в сфере ответственности диспетчера. Нам повезло, так как смена была относительно спокойной – в работе были всего две бригады. А за пультами – человек с огромным опытом работы. Михаил Поселенцев работает диспетчером в «Электросетях» с 1974 года. За сорок пять лет, что он держит в прямом смысле руку на пульсе энергообеспечения города, он заучил назубок не только свои должностные инструкции, но и все болевые точки.

Я отвечаю не только за ход устранения аварии, но и за безопасность и жизнь электромонтеров, контролируя и координируя поэтапно их действия, – говорит Михаил Поселенцев. – И, конечно, в этот момент я не то что не могу, не имею права отвлекаться на другие разговоры.

В случае аварии звоните: 8-800-234-83-73 (горячая линия) и 051, 2-54-31 (единая диспетчерская служба города Туапсе). Они работают круглосуточно.