В рождественское утро, 7 января, во Франции произошло нападение на журнал Charlie Hebdo. В результате атаки 12 человек убиты, 11 получили ранения. Террористы расстреляли журналистов прямо во время летучки, когда обсуждался очередной номер. С криками «Аллах акбар!» они открыли беспорядочный огонь (Один полицейский застрелен на улице). Сегодня убийцы уже выявлены и обезврежены, общество до сих пор в шоке от случившегося. Миллионные митинги, марши солидарности «Я – Шарли» – и шествия против исламофобии. И журнал, который постоянно публиковал карикатуры на религиозные темы, вновь вышел с новыми карикатурами. И разошелся миллионными тиражами.
Мы пригласили в редакцию благочинного Туапсинского района, протоиерея отца Петра (Тельнова) и заместителя руководителя духовного управления мусульман по Краснодарскому краю Батмиза Шхалахова, чтобы выслушать их мнение…
Батмиз Шхалахов: «Не смешивайте политику с религией»
– Батмиз, мы не случайно попросили вас о встрече в редакции. После трагедии в редакции Charlie Hebdo и всего того, что происходит в Европе и у нас, наверное, взгляды тысяч людей обращены к вам, представителям исламского духовенства. Ведь террористы утверждают, что они убивают за ислам – вашу веру. И этом есть историческое, религиозное оправдание?
– Терроризм – гораздо более сложное понятие, в котором, кроме религии, замешано многое, а религия, скорее – один из его инструментов.
Но, к сожалению, у общества существует стойкое убеждение, что у верующего человека, пришедшего в мечеть, за поясом спрятаны карабин и кинжал, что он только и думает о том, как убить «неверного». Исторические корни – еще когда ислам только зарождался, у его последователей было много гонителей. Мусульман, как и ранних христиан, мучили, убивали, преследовали. И тогда Всевышний прислал уведомление Пророку о защите. Но не нападать, как многие, в том числе и мусульмане, считают, не идти в бой за веру, а защищаться. Это вопрос защиты. Конечно, в наше время много уже изменено и извращено в пользу того или иного постулата.
Я бы сравнил ислам с костром, возле которого греется Пророк и его ближайшие последователи. Они получают от огня и тепло, и пищу, и отдохновение. К ним присоединяются другие, все у костра не помещаются, образуют второй круг, третий, десятый… Примкнувшие к ним (пришедшие в ислам спустя почти полтора тысячелетия) уже только издали видят отблески того пламени… Конечно, можно и ошибиться. Некоторые «ошибаются» убежденно и намеренно. И опять я вспоминаю Пророка. Однажды он начертил на земле длинную черту, а от нее – справа и слева ответвления. И пояснил: только один путь будет у мусульман истинный, а 73 – ложных. Так же и христианство – сколько сект прикрывается именем Иисуса?
Аллах сказал, что убийство одного безвинного человека приравнивается к убийству всего человечества.
– А карикатуристы расстрелянного журнала безвинны? Или виновны?
– В статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (часть 2) касается таких форм свободы мысли и слова, как пропаганда и агитация – запрещает возбуждение национальной, расовой, социальной и религиозной вражды и ненависти. (Я уж не говорю о Конституции РФ, в которой прямо говорится о неприемлемости разжигания расовой и религиозной вражды) А что возбуждают эти карикатуры, как вы думаете?
Но в любом случае степень их вины должен был решить суд. Если решение мирского суда не устраивает правоверных – пусть шариат рассудит.
– Зачем они это делают, как по-вашему?
– Думаю, это политический заказ. Мина замедленного действия, которая обязательно должна была сработать. И разрушить общество, разрушить общечеловеческие ценности, все, что нам дорого и свято! Вы же обратили внимание, что точно так же постоянно происходят попытки осквернить христианские иконы, распятия, другие святыни. Все это вещи одного порядка. Надо это понимать. Это очень серьезная тема. К сожалению, большинство верующих видят только то, что видят. А фанатики берутся за оружие.
– Православные возле оскорбляющих Христа «выставок» тоже протестовали: вставали с плакатами. Но их никто не слушал. И сейчас, после расстрела, тоже никто никого не слушает. Выходит, бороться с этими провокациями невозможно?
– Можно. Терпением и добротой. Об этом есть притча. Сосед Пророка, желая оскорбить его, досадить ему, показать, что он не согласен с ним во всем, каждое утро выносил ему на крыльцо свой мусор. И ждал, когда он взорвется, придет к нему ругаться. А Пророк убирал и ничего не говорил. Так прошло много времени, и в конце концов сосед этот с досады заболел. А Пророк пошел его проведать, принес продукты. Видя это, тот глубоко раскаялся…
Наивно, конечно, но терпимость может спасти не только нас, но и мир. Я советую всем мусульманам быть терпимыми, не отвечать на провокации, не смешивать политику с религией, понимать, что кроется за теми или иными действиями.
Благочинный отец Петр (Тельнов): «Любое насилие страшно»
– Батюшка, в России ведь просто немыслимо публиковать подобные карикатуры в журналах. И попытки надсмеяться над святынями разных конфессий у нас кажутся дикостью, а не свободой слова?
– Не надо забывать о древнейшем принципе христианства – веротерпимости. Особенно в России этот принцип себя оправдывает в полной мере. У нас многонациональная, многоконфессионная страна. Мы привыкли жить рядом – люди разных национальностей, уважать традиции и культуру друг друга. И это нормально! Не меняя своих религиозных убеждений, мы должны уважать веру соседа. За стеной живет еврей, строго соблюдающий шаббат? Не включай в субботу музыку громко, не сверли стену дрелью. Уважь религиозный покой соседа. Сосед-мусульманин? В его пост месяца Рамадан не ешь на его глазах, и не жарь шашлык в общем дворике, чтоб запахи всюду неслись. Уважь строгое воздержание человека и не соблазняй его. За это малое найдешь в нем друга, а в день беды – помощника. Иначе поступишь – получишь то, что получают насмешники над чужой верой по причине отсутствия своей. Это нормальные правила поведения и сосуществования людей, исповедающих разные веры, но проживающих бок о бок. Поэтому мы не радуемся, когда кто-то издевается над чужой для нас верой.
Со стороны русских никогда не было к иноверцам притеснений. Мы гораздо жестче разбирались в духовной сфере внутри себя – вспомните раскол в церкви. Но веротерпимость не означает, что мы признаем правильность постулатов другой религии. У каждого – свое. Это и есть настоящая духовная свобода.
А в Европе за последние десятилетия произошли серьезные изменения, из-за политики открытых границ произошла настоящая «исламизация» многих стран. И не все европейцы при внешней толерантности готовы принять чуждую культуру. Отсюда, на наш взгляд, такие варварские карикатуры и такое одобрение их обществом. И такое миллионное единение в протесте. Меня, как и всякого нормального человека шокировал расстрел журналистов. Но точно так же меня шокирует и убийства священников, а их в России убивают каждый год. Шокирует убийство мирных жителей Донбасса. Людей уже столько месяцев расстреливают, и Европу это не волнует. Насилие – всегда страшно, в какой форме оно бы ни проявлялось.
– Но мы же не берем в руки оружие, когда издеваются над нашими святынями, когда убивают православных священников…
– Нас стравливают привычно, играют на противоречиях, раздувают пожары. Весь Восток горит оттого, что есть кому дуть! Надо это четко понимать и не поддаваться. Ведь смотрите, что сейчас происходит во Франции: снова многомиллионными тиражами публикуют карикатуры, словно подкладывают дрова в костер…
– Во Франции говорят: они расстреляли свободу слова…
– Что сделали французские журналисты? Осквернили, надсмеялись над чужими святынями. Полагаю, не просто так. Атеизм – это тоже форма духовной жизни, которая активно отрицает Бога. Они не уважают чужие святыни публично и публично это заявляют. По-моему, это не свобода слова и не свобода совести. А свобода провокаций разного рода. Чтобы расколоть общество, расшатать его, увлечь в кошмар межрелигиозной войны. И смотрите, этот марш солидарности: с одной стороны – «Я – Шарли», с другой – «Я люблю Мухаммеда» в интернете, в SMS-сообщениях. Никто не ужаснулся, не остановился. А, наоборот, каждый начал упорствовать дальше. И вот одни, подстрекаемые злодеями, снова печатают уже миллионным тиражом карикатуры, оскорбляющие чувства верующих. А другие грозятся новыми терактами. Общество раскалывается все сильнее. И никакого катарсиса после кровавой расправы, ни какого осмысления, что же произошло.
– Батюшка, не понятно, почему, когда мерзавки из «Пусси Райт» осквернили алтарь в Храме Христа Спасителя, их даже весь мир защищал, словно они великое дело сделали…
– А они и делали для определенных кругов великое дело: разлагали молодежь, высмеивали наши ценности, расшатывали мораль, показывали, что для них нет ничего запретного и святого. Уверен, они «работали» по заказу. Вытвори они такое в Америке, их поступки вряд ли бы одобрили и там, и в мире. Там все строго: семейные ценности, дисциплина, подчинение полиции, законам, своим нормам морали. А в России, по их мнению, должно быть, видимо, наоборот. Двойная мораль Запада проявляется во всем, и в отношении к фашизму, экстремизму и терроризму. То есть – фашизм в Германии – зло, а вот в Прибалтике – обычное дело. Или Майдан: в Киеве хорошо, а в других странах выступать с протестами противозаконно. Так и с религиозным экстремизмом. Ходить в хинжабе (а в некоторых странах – с крестом на шее) – нельзя. А вот унижать чувства верующих можно. Это свобода слова. Зато нельзя смеяться и издеваться над секс-меньшинствами. Это уже не свобода слова, а отсутствие толерантности. То есть Запад сам назначает что есть такое свобода слова, а что – нет. В зависимости от того, что политически выгодно. Все это надо понимать и не искать справедливости и смысла в поступках западных деятелей. Он продиктован только интересами определенных групп.
– Но нельзя же молча смотреть на безобразия, на все, что творится?
– Молчать не надо. Надо заявлять о своей позиции. Разъяснять ее, в конце концов, действовать по закону. Как поступили с той кощунствующей в Храме Христа Спасителя группой. В том числе и верующие добились, чтобы этих заблудших с позволения сказать «артисток» судили. Они свое отсидели. Наказаны. А убивать нельзя, никто не имеет права лишать жизни другого человека. Это большой грех. Вера ведь в любое время может прийти к человеку, и он покается, осознает свои грехи. А убийца лишает заблудшего человека этой возможности.