Самому романтичному пастуху Советского Союза и неунывающему Дон Кихоту Ламанчскому, народному артисту СССР, а еще всеобщему любимцу публики всех времен и народов и прочая, прочая актеру Владимиру Зельдину исполнилось 100 лет.
Он не просто легенда. Он – вечный двигатель и гордость всей страны, ведь в мире нет ни старше, ни равного по возрасту действующего мастера сцены! А Владимир Михайлович играет, вернее, живет на сцене одного из самых знаковых отечественных театров – Театра Советской Армии, где два дня назад состоялось чествование юбиляра. Там Зельдину был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» и именная шпага Дон Кихота, которым актер вошел навсегда в историю своего Театра и всей театральной истории России.
В Зельдина нельзя не влюбиться. Потому что высокий, красивый, галантный, потому что чертовски обаятелен и умен. «Сто лет? Да что вы, не больше семидесяти!» – вот женщина любого возраста отреагирует на известие о том, что Маэстро стукнул век. И скорее, согласишься с ними, чем с упрямыми данными в метриках: как удалось сохранить ясный ум, пластику (Зельдин по-прежнему танцует практически в каждой роли), дикцию? В чем секрет?
– А, знаете, – как-то ответил на этот вопрос Владимир Михайлович в одной из телепередач, – секрет, конечно, есть, но на то он и секрет, чтобы его не разглашать. Впрочем, конечно, это шутка. Ничего я специально не делаю, могу долго не спать, вернее, заснуть под утро, зарядку не делаю. Не знаю, наверное, гены хорошие. Хотя считаю, что от старости лечит сцена. И зритель.
Зельдин родом из Тамбовской области. Родился он в многодетной семье музыканта и учительницы – помимо Владимира были еще брат и три сестры. Надо сказать, что отец актера, Михаил Зельдин был удивительно талантливым музыкантом. Но еврейское происхождение, увы, закрывало в то время для него многие двери наверх, к карьере. И во имя будущего семьи, детей Зельдин старший принял православие. А мама – Анна – была просто хорошим учителем, просто хорошей мамой, которая так вкусно умела готовить, что по сей день Владимир Зельдин вспоминает как самое вкусное блюдо – остатки творога от творожной пасхи на маминых руках.
Двенадцатилетним мальчиком Зельдин уже пытался поступать в хореографическое училище Большого Театра. И любовь к танцам осталась в нем на всю жизнь. Одна из его первых ролей – главная роль в спектакле «Учитель танцев» по Лопе де Вега. Кстати, партнерша по спектаклю Генриетта Островская впоследствии стала и его супругой. Второй по счету, но не последней. Зельдин был трижды женат, и третьей стала его верная спутница и соратница по сей день Иветта Капралова. Но вернемся к танцам. К одному из юбилеев Владимира Зельдина Юлий Гусман написал для Театра Советской Армии мюзикл «Человек из Ламанчи». И главную роль – роль Дон Кихота, конечно, предложили Зельдину. Ему было в то время всего лишь… девяносто пять. По сей день Владимир Михайлович с удовольствием сражается с мельницами и пошлостью, крепко держась в седле своего Росинанта как на сцене, так и в жизни.
Интересный случай. Как выбирали исполнителя главной роли для фильма «Свинарка и пастух»? Понятно, что режиссер Пырьев не мог абы кого сделать партнером для своей главной звезды, своей супруги Марины Ладыниной. И даже известному, да что там уже ставшему кумиром Николаю Крючкову была дана лишь роль второго плана. Короче, Пырьеву посоветовали сделать фото всех претендентов на роль пастуха-горца Мусаиба Гатуева и… раздать разным женщинам, мол, за кого проголосуют, тот и будет играть. Так вот практически стопроцентным итогом голосования был утвержден Владимир Зельдин, у которого до этого была всего лишь одна роль в кино – крошечная роль рядового Гоглидзе в фильме «Генеральный консул» (1940 г.). Но по сей день мы с замиранием сердца смотрим на волшебно красивую пару в пырьевском фильме в исполнении Ладыниной и Зельдина и, даже не зная слов, пытаемся подпевать:
И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я тропе,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.
Да, «Свинарка и пастух» навсегда останется главным гимном всепобеждающей любви, не знающей ни границ, ни национальностей. Впрочем, по этим признакам в Советском Союзе и не делили никого.
Владимир Зельдин играет на скрипке, на трубе и на рояле. Он с чувством декламирует стихи и прозаические рассказы. И каждый его монолог – это моно спектакль. Почему? Почему мы смеемся и плачем вместе с ним всякий раз? Почему так безоговорочно верим и… продолжаем влюбляться?
– Чтобы заставить зрителя плакать, артист должен в своей душе накопить тысячу слез. А чтобы заставить смеяться – собрать тысячу улыбок, – вот так кратко и просто ответил на эти вопросы Владимир Зельдин. И дай вам Бог, наш обожаемый Дон Кихот, еще столько лет, которых бы хватило на миллион слез и улыбок!