3 июня 2015

Вечно живые стучатся в наши сердца

Культовую пьесу Виктора Розова «Вечно живые» в постановке Наталии Кристенсен поставили к 70-летию Победы туапсинские школьники. [portfolio_slideshow id=12155] Спектакль, подготовленный театральными студиями гимназии №1 «Лестница», школы искусств Агоя и «Центра развития творчества детей и юношества» «Маска», две недели проходил при полном аншлаге в гимназии №1. Причем тут Штирлиц? Сейчас мало кто знает и помнит пьесы […]

Культовую пьесу Виктора Розова «Вечно живые» в постановке Наталии Кристенсен поставили к 70-летию Победы туапсинские школьники.

[portfolio_slideshow id=12155]

Спектакль, подготовленный театральными студиями гимназии №1 «Лестница», школы искусств Агоя и «Центра развития творчества детей и юношества» «Маска», две недели проходил при полном аншлаге в гимназии №1.

Причем тут Штирлиц?

Сейчас мало кто знает и помнит пьесы Виктора Розова. А жаль, когда-то они были главным репертуаром наших театров. Но про фильм «Летят журавли», поставленный по этой пьесе, наверняка кто-то из молодых слышал. Это классика. Фильм, единственный из советских тех лет, получивший золотую «Пальмовую ветвь» в Каннах. И про Штирлица – тоже. Причем здесь советский штандартенфюрер? – спросите вы. А при том! На сцене в гимназии №1 герои Розовских «Вечно живых» носились с тем самым чемоданом, который снимался в «Семнадцать мгновений весны» и на ручке которого неосмотрительный Штирлиц оставил свои отпечатки пальцев! Эту реликвию, доставшуюся туапсинской семье из архивов «Мосфильма», на время передали школьной труппе родители артистов.

Здесь вообще все настоящее! Докторский саквояж – портфель, рюкзак, с которым главный герой уходит на фронт – отданные спектаклю учителем труда Татьяной Важениной – все тех лет. Папа Татьяны Васильевны – фронтовик Лебедь Василий Петрович – привез все эти вещи с фронта. Даже кожаное мужское портмоне – настоящая реликвия. Его когда-то привез из Дании дедушка Наталии Кристенсен. А вот где они раздобыли стеклянную молочную бутылку? И поскольку зрителя окружают реальные вещи 40-х и 50-х годов, то веришь и потрепанным гимнастеркам, в которых герои пьесы возвращаются с фронта. (Эта деталь очень верная, а то в наших современных фильмах обмундирование часто с иголочки, будто только из ателье, а не с войны…)

История любви… под запретом

«Вечно живые» – это история о любви и предательстве. Об осознании своих ошибок. И о войне. Хотя действие ее происходит в тылу. Все просто: двое Вероника и Борис любят друг друга. Борис уходит добровольцем на фронт и пропадает без вести, а Вероника выходит замуж за другого. И пока, где-то там, «за кадром» идут бои – сначала страшные, отступление, потом освободительные, победные, одни приспосабливаются к войне, другие – работают до изнеможения, третьи – пытаются пересидеть, а четвертые… откровенно жируют. И такая правда жизни открывается в этих перипетиях, что становится понятно, почему первоначально цензоры запретили ставить эту пьесу «о войне». Розов написал ее в 1943 году в госпитале, так сказать, по горячим следам. А оказалось, что наш солдат не должен на сцене отступать и пропадать без вести (как будто этого не было в жизни!). Но главное, уже тогда Розов показал, что… люди разные бывают. Цензура назвала это «очернительством», но именно в противостоянии двух противоположных мировоззрений весь нерв пьесы. И не случайно «шестидесятники» на флаг вынесли слова Бориса: «Если я честный – я должен!» И открыли свой театр «Современник» пьесой «Вечно живые».

И то, что наш школьный театр не побоялся поставить пьесу, уже за смелость – низкий поклон. И за финальную песню – отдельное спасибо. Когда в два ряда выстраиваются все герои и начинают петь, постепенно, куплетом за куплет, они, не сразу, словно скидывая личины героев, превращаются в «гостей из будущего», тех, за кого воевала молодежь XXI века, которая понимает в своей жизни нечто важное. Кстати, как это похоже на розовские метаморфозы! В каждой его пьесе запечатлён крупный переворот в мыслях и судьбе героев: ни один из них к финалу не остаётся таким же, каким был в начале. Как жить будем? Таким вопросом заканчивается пьеса. А наш спектакль еще и с песней с одноименным названием. И именно так называется песня Геннадия Заволокина, которую исполнили в финале. Совпадение? Судьба! Ее услышала по телевизору режиссер, когда читала пьесу.

Вперед – в прошлое!

Более тридцати школьников от седьмых до одиннадцатых классов на эти две недели превратились в современников своих прабабушек и прадедушек.

– Мы все, конечно, многое знаем про войну, и в школе учим, и дома рассказывают, – делится исполнительница главной роли Мария Тершукова, – но, работая над пьесой лично, я словно погрузилась в прошлое. И совсем по-другому восприняла и войну, и все, все, все! Кроме ужаса погибнуть у них еще было много испытаний – и нравственных, и моральных. Вот моя Вероника, она вроде хорошая, но почему поступает недостойно?

Борис в исполнении Ильи Леухина получился неожиданно твердым (Баталов в «Летят журавлях» кажется мягче), мятущаяся Вероника то вызывает досаду, то жалость – так и должно быть. И не стоит задаваться вопросом – почему ее, такую, все любят и прощают? Павел Николаенко, в роли отца Бориса доктора Бороздина, почти что переиграл главных героев. И, кстати, это была одна из трактовок Олега Ефремова, когда он второй раз ставил «Вечно живые», спустя много лет после своего «Современника». В первый раз получилось противостояние: Бороздины – и остальные. Во второй раз – только Бороздины как совесть эпохи. На нем одном тогда Ефремов сделал акцент.

А Наталия Кристенсен смогла убедительно соединить эти два главных смысловых начала пьесы. Здесь есть и противостояние добра и зла, и Бороздинская высота.

Абсолютно все ребята и взрослые превосходно играли свои роли.

Кажется, что второстепенных ролей здесь нет. Идейная Ирина, сестра Бориса (Полина Суханова), добрая всепрощающая бабушка его (Нина Нестерова), «плохой» брат Марк (Андрей Музыченко) не менее убедительны, чем герои эвакуации Антонина Монастырская (Арина Лыкова и Анастасия Пенькова), проходимец и подлец с говорящей фамилией Чернов (Александр Проценко), Анна Михайловна (Валерия Ленив и Диана Нечаева) и ее сын Владимир (Евгений Парталян и Даниил Дудкин). Даже эпизоды – девушки с работы, соседка с вернувшимися с войны сыновьями, сослуживец Кузьмин, студент Миша со своей девушкой Таней – все сыграно точно и правильно. А гротескные образы Нюрки-хлеборезки (Анна Кураева) и домработницы Варвары (Лиза Шульженко) чего стоят!

– Мы принципиально не пропустили в пьесе ни строчки и не стали ничего сокращать, – говорит Наталия Кристенсен. – И всех действующих лиц сохранили. Чтобы зритель, ушедший далеко вперед и воспитанный на других военных блокбастерах, почувствовал ту эпоху и понял, как же им жилось. И задумался, как герои Розова, чего именно он ждёт от жизни и что именно он может отдать ей взамен.

7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее
3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Экологическое лето: результаты, которые видно

Туапсинский морской торговый порт подвёл итоги летней экологической работы. Программы шли по нескольким направлениям — от городского благоустройства и воспитания эко-навыков у подростков до восстановления водных биоресурсов и технологичного мониторинга воздуха.

Трудовые отряды «Проект ЭКОПОРТ»

• 50 участников за две недели навели порядок на городских территориях  

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее