Званием «Почетный гражданин города Туапсе» отмечены Почетный железнодорожник Российской Федерации, Заслуженный работник транспорта России, Заслуженный работник транспорта Кубани, председатель Туапсинской читать дальше

Званием «Почетный гражданин города Туапсе» отмечены Почетный железнодорожник Российской Федерации, Заслуженный работник транспорта России, Заслуженный работник транспорта Кубани, председатель Туапсинской Торгово-Промышленной Палаты, депутат Совета г. Туапсе Юрий Николаевич Гетта и ветеран Великой Отечественной войны, ветеран туапсинского судоремонтного завода Нина Матвеевна Плетнева.

Характер такой – быть во всем локомотивом!

Копия гетта1

В особом представлении туапсинцам Юрий Николаевич Гетта не нуждается – не раз делегировали они ему полномочия представлять и защищать свои интересы, выбирая депутатом Совета города Туапсе и председателем горсовета, доверяя его принципиальности, честности и бескомпромиссности в работе на благо людей. А вот трудовой путь, который прошел Юрий Николаевич, – от помощника машиниста до главного инженера Северо-Кавказской железной дороги, может и должен стать примером для молодого поколения и того, как надо работать, и того, как надо любить свое дело и людей.

Старт профессионального роста Юрию Гетте дало Туапсинского депо, куда пришел он на работу в 1965 году помощником машиниста. Отсюда, но уже с должности заместителя начальника депо, был он переведен в 1980 году в Управление Северо-Кавказской железной дороги на должность заместителя начальника службы локомотивного хозяйства, откуда два года спустя вновь был переведен в Туапсе – начальником депо. С этого периода на туапсинской железной дороге начинается эпоха перемен и созиданий: создаются фирменные комфортабельные электропоезда «Черноморка», «Сочи», «Туапсе», реконструируется само депо, строится здание административно-бытового корпуса, строятся жилые дома для железнодорожников, благоустраивается улица Деповская.

Удивительно, но, как говорится, в самый расцвет периода застоя, в отдельно взятом городе, на отдельно взятом фронте инфраструктуры наступает пик созидания и модернизации! «А просто надо знать Юрия Николаевича! – отвечают на это туапсинские железнодорожники. – У него же не характер, а локомотив! И процветание железной дороги он видел в заботе о людях».

Наверное, это и есть главное – видеть человека с его конкретными заботами, надеждами в общем механизме системы. Именно поэтому Юрий Гетта становится инициатором возобновления обучения профессии «машинист электровоза» в туапсинском профтехучилище, а локомотивное депо берет шефство над детским садом и железнодорожной школой-интернатом! В это время зарождается и футбольная команда «Локомотив», принявшая участие в играх Высшей Лиги Краснодарского края. А к 40-летию Великой Победы в микрорайоне Сортировка открывается сквер и возводится обелиск «Дорога жизни». И все это за каких-то четыре года! Даже в лучшее время советских пятилеток такое удавалось не каждому!

Талантливого руководителя, профессионала и фаната железной дороги Юрия Гетта вновь, как теперь говорят, забирают – в Управление Северо-Кавказской железной дороги для работы в должности заместителя начальника службы перевозок, начальника службы локомотивного хозяйства. А в 1990 году он вновь возвращается в Туапсе начальником Туапсинского отделения железной дороги. И вновь в Туапсе кипит работа, и вновь не в самый легкий для страны период – лихие девяностые, время всеобщего отрицания! А Гетта сумел провести реконструкцию железнодорожного вокзала, построить вторые пути Туапсе-Сочи, восемь многоквартирных домов, детский сад, пансионат «Зеленый гай». Вновь заявляет о себе на краевом уровне и «Локомотив».

Отличительная особенность характера Юрия Николаевича заключается в том, что раз прикипев сердцем к чему-то, он остается верным этому до конца. Вот так и Туапсе стал для уроженца Усть-Лабинска городом свершений и постоянной привязанности. Помогал он любимому Туапсе и будучи главным инженером Северо-Кавказской железной дороги в Ростове-на-Дону, в том числе и в проведении реконструкции станции Туапсе, и в замене электровозов в депо, что позволило увеличить объемы перевалки грузов в порту и на нефтебазе. Снился ему черноморский город и в пору работы представителем Министерства путей сообщения в Финляндии, и вновь возвращается в Туапсе Юрий Гетта, вновь становится локомотивом главной идеи – защита интересов человека, будь то предприниматель или железнодорожник, пенсионер или учитель. И звание «Почетный гражданин города Туапсе» – вполне ожидаемый и заслуженный знак признательности туапсинцев за эту гражданскую позицию.

Живая легенда Туапсе

IMG_9638-749x500

В номинации «Лица нашей газеты» Нина Матвеевна Плетнева, наверное, была бы одной из главных претендентов на победу – много раз писали мы об этой замечательной женщине, представляющей целую эпоху героического поколения туапсинцев. Но не перестают удивлять и восхищать ни ее история, ни сила характера девочки-шофера времен Великой Отечественной войны.

Вот смотришь на Нину Матвеевну и невольно примеряешь на нее военную форму, мысленно усаживаешь за баранку фронтового газика, ГАЗ-АА – нет, как-то не складывается! Хрупкая, миниатюрная, какой же она была в свои четырнадцать лет, когда настигло ее военное лихолетье?

– Да вот такой и была, что практически за баранкой стояла, – отшучивается Нина Матвеевна, Ниночка Страхова, не ведающая страха. А потом задумывается. И в этом взгляде серых, по-юношески ясных глаз вдруг начинает отсвечивать страшное зарево Туапсе под бомбежками. – Казалось, тут горело все, и если можно себе представить в воображении картины ада, то мы их видели наяву.

Но смело вела она свой газик, с установленным зенитным пулеметом. И даже когда на всех парах машина неслась, когда ребята-стрелки попрыгали на ходу, не выпускала она баранку из рук, потому что надо было спасать машину! Вот так и мчала, вцепившись намертво в руль, по дорогам Западной Украины, Румынии, по извилистым тропам Карпат – к Победе, которую встретила в Чехословакии. Об этом Нина Матвеевна рассказывает сегодня уже правнукам Победы. Несмотря на свои годы, идет она с удовольствием и легко, будь то школа, детский сад или встреча со студентами. И слушают они героическую бабушку, и понимают, что сила всегда на стороне правды!

Нина Матвеевна – непременный участник всех патриотических акций нашего Города воинской славы, нередко вспоминает она и свою фронтовую путь-дорожку, участвуя в автопробегах по туапсинским местам боевой славы, уже в качестве почетного пассажира, конечно.

А еще для туапсинцев Нина Плетнева – это целая славная эпоха работы судоремонтного завода имени Ф.Э. Дзержинского! И для нее завод – целая жизнь, почти такая же, как военная. Именно потому она с не меньшим героизмом, чем на фронте, отстаивала сохранение первички ветеранов нашего родного СРЗ, даже когда из-за перипетий времени вдруг не стало этого исполина туапсинской экономики.

«Завод перестал существовать – это больно, но люди-то остались! Их тоже списать за ненадобностью? Нет, наш Туапсе не пошел на это, и я горжусь тем, что возглавляла организацию ветеранов туапсинского судоремонтного завода!» – говорит Нина Матвеевна. И, признавая ее почетным гражданином, Город воинской славы Туапсе тоже говорит, что не отрекается в своей истории ни от одной буквы и гордится своими героическим сынами и дочерьми, кто и военные и в мирные будни ковал его славу.

Стоя приветствовал переполненный зал Нину Матвеевну Плетневу – ветерана Великой Отечественной войны, отдавая в ее лице дань уважения ратному и трудовому подвигу старшего поколения туапсинцев, почетных граждан Туапсе, заслуживших высокое звание своим трудом.

При содействии отдела юридического обеспечения, организации работы с общественностью и СМИ администрации г. Туапсе