День российского кино – 27 августа – в этом году совпадает с масштабными празднованиями юбилея основания кинематографа.  (На фото: два читать дальше

03б

День российского кино – 27 августа – в этом году совпадает с масштабными празднованиями юбилея основания кинематографа. 

(На фото: два Андрея – Болтнев-туапсинец и Миронов, который был на съемках «Бриллиантовой руки» в Туапсе. Звезды первой величины нашего кино)

[quote style=»boxed»]Максим Горький о своих впечатлениях о первом кинопросмотре: И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране появляется поезд железнодорожный. Он мчится стрелой прямо на вас – берегитесь! Кажется, вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки, в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока.[/quote]

В 1895 году предприимчивые французы братья Люмьер впервые продемонстрировали «фильму», шокировав публику ожившим на плоском экране изображением. Основополагающее слово в истории кино сказали и наши соотечественники – в 1925 году вышел первый цветной фильм «Броненосец Потемкин» гениального Сергея Эйзенштейна.

К кинематографии наш Туапсе имеет самое прямое отношение. Ну, во-первых, это у нас снимались шедевральные эпизоды рыбалки бессмертной гайдаевской «Бриллиантовой руки», а также полностью (на турбазе «Волна») фильм «Прежде чем расстаться» с Юрием Антоновым, Юрием Николаевым, Натальей Фатеевой, Леонидом Куравлевым, не говоря уже о современных сериалах, типа «Морского патруля», «Всегда говори всегда», «Красные браслеты». Во-вторых, Туапсе дал кинематографу не только съемочные площадки, но и звезд. С какой гордостью мы рассказываем о своих земляках Андрее Болтневе, Михаиле Алдашине, Павле Каплевиче. А вот, интересно, многие ли знают, что мама симпатичного Андрейки в «Свадьбе в Малиновке» (актер Гелий Сысоев) жила в Туапсе? Так что День российского кино мы можем по праву считать своим праздником. Значит, есть повод – поговорить за кино.

Из-за острова на стрежень

Вот к чему бы вспомнилась эта песня о легендарном атамане? Да к тому, что ее сюжет лег в основу первого российского фильма, который демонстрировался в мае 1896 года в петербургском саду «Аквариум» (к Б.Г. не имеет никакого отношения). Фильм с громким названием «Понизовая вольница» демонстрировался всего восемь минут. Но какой фурор произвел! Нет, никакие современные оскароносцы даже не стояли рядом с таким успехом! Вот так с легкой руки Стеньки Разина ворвался кинематограф в жизнь россиян, став наравне с цирком в молодой стране Советов «важнейшим из искусств». Да, в 1919 году Советом народных комиссаров был принят декрет о национализации кинодела! Сразу после декретов о мире и земле! И в самом деле, лучшего средства идеологической пропаганды вряд ли можно было придумать. Но об этом мы еще скажем чуть позже. А пока лишь то, что подписан декрет о кино был 27 августа. Затем в 1980 году он стал официально называться Днем советского кино, переименованный в 1988 году в День кино, а в начале 2000-х – в День российского кино.

Были, конечно, споры, в какой день его отмечать. Например, мэтр советско-российского кинематографа Никита Михалков предлагал последнюю пятницу сентября, то есть в период вручения премии Национальной российской академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел». Но праздник все-таки остался в августе.

«Потемкин» как символ революции

Честно сказать, даже сейчас, пересмотрев это фильм Сергея Эйзенштейна, осталась под впечатлением. Так же как и много лет назад, забыв дышать от ужаса, следила за скатывающейся в хаосе тел и пуль по Потемкинской лестнице детской коляской. И, представьте себе, полностью была на стороне матросов, которых пытались накормить червивым мясом. Вот она – сила искусства! Кстати, вот, что писали об этом фильме в Германии, уже стоявшей на пороге войны и однозначно считающей Советский Союз своим первым и главным врагом: « Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».

Копия ignasi-sola-morales-1971-montaje-como-proyect-L-f0GhtI

 

(кадр из фильма «Броненосец Потемкин», снятый к 20-летию первой русской революции)

Но давайте все-таки вспомним историю самого фильма, первого цветного фильма! Он стал и первым госзаказом в рамках празднования 20-летия первой русской революции. В рамках празднования юбилея предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий было предложено написать Нине Агаджановой, а постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну. Поначалу сюжет должен был включать в себя все масштабные эпизоды революции 1905 года и сниматься по всей стране. Но, объективно оценив масштаб, Эйзенштейн принял решение остановиться только на событиях восстания на броненосце «Потемкин». Фильм был снят в Одессе. Подлинный броненосец «Князь Потемкин Таврический» к тому времени был списан и готовился к утилизации, поэтому его роль сыграл крейсер «Коминтерн». Премьера состоялась 21 декабря 1925 года в Большом Театре, а в 1930 году изначально немой фильм был озвучен, кстати, сюжет сопровождает неподражаемая музыка Дмитрия Шостаковича.

«Броненосец Потемкин» вошел в историю как первый цветной фильм. По сюжету восставшие поднимают на корабле красный флаг. А каким бы он был в случае черно-белого изображения? Конечно же, это не устраивало ни режиссера, ни идеологов. Поэтому в кадре снимали… белый флаг. Но он был вручную раскрашен на 108 кадрах уже к премьере в Большом Театре. Понятно, какой эффект это произвело на зрителей в то время, если даже сейчас, повторю, этот фильм пробирает.

Человеки с бульвара Капуцинов

Все началось с производства желатиновых пластинок с использованием бромида серебра, которое начали в 1883 году Луи и Огюст Люмьеры вместе со своим отцом Антуаном в Лионе. А к 1892 году капитал компании Люмьеров составлял 3 миллиона франков. А наличие средств значительно способствовало реализации идеи по изобретению техники под названием «синематограф» (дословно переводится – движение писать), автором которой был младший брат Луи, а спонсором стал старший – Огюст. И мало кто знает, что сконструировал первый проектор для демонстрации кинолент для Люмьеров инженер Жюль Карпантье. Запатентовано изобретение кинематографа было 13 февраля 1895 года, вот, собственно, это и считается точкой отсчета жизни кино. Хотя, если быть честным, то первым изобрел кинетоскоп все-таки Эдисон, но его аппарат был рассчитан на индивидуальный просмотр. Так что предпочтение было отдано лучшему.

Люмьеры стали не только создателями синематографа, но и положили основу жанрам кино, например, документальным фильмам дал начало «Выход рабочих с фабрики Люмьеров» или «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (этот фильм показан первым в Париже 22 марта 1895 года, хотя днем рождения кино официально считается 28 декабря того же года, когда состоялся показ в Гранд Кафе на бульваре Капуцинов), а игровому кино – «Политый поливщик». Кстати, Люмьеры активно привлекали к кино своих друзей и родственников, ставших массовкой в «Прибытии поезда». Впрочем, кинематограф увлекал братьев не долго. В 1898 году после съемки фильма «Страсти Иисусовы» Луи Люмьер отказался от дальнейшей кинокарьеры, сосредоточившись на улучшении технологии… цветной фотографии. Не последнюю роль в разрыве с кино сыграл и рост конкурентов, выживавших Люмьеров с рынка ими же созданного синематографа. Вот вам и сюжет «Человека с бульвара Капуцинов», когда на смену милому, благородному и доброму Фесту (первому) приходит предприимчивый и агрессивный Сэконд (второй). Увы, увы, именно второму во многом мы и обязаны и падением нравов, и много чем еще. Как там было у нас в начале? «Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».

В общей сложности за три года братьями Люмьер было снято 1800 кинолент, которые Луи передал в 1946 году Французской синематеке.

При содействии отдела юридического обеспечения, организации работы с общественностью и СМИ администрации г. Туапсе