Одиннадцать кораблей Черноморского флота – эсминцы, линкоры, миноносцы – гордость и наследие царской России – стали в 1918 году жертвами читать дальше

Копия С 3

Одиннадцать кораблей Черноморского флота – эсминцы, линкоры, миноносцы – гордость и наследие царской России – стали в 1918 году жертвами революции и войны. Они были затоплены, торпедированы своими же кораблями в Цемесской бухте, лишь бы не достались германским интервентам. «Погибаю, но не сдаюсь!» – их прощальные сигналы стали трагической историей, как и они сами, лежащие на дне моря. Но трагедии на эскадре продолжаются и почти сто лет спустя…

[quote style=»boxed»]«Императрица Екатерина Великая» – это целый город, где даже есть своя часовня, оружейный завод. Там до сих пор осталось столько неисследованного! Конечно, попасть на нее мечтает каждый дайвер.[/quote]

Линкор «Свободная Россия» – бывшая «Императрица Екатерина Великая», в 1918 году на момент гибели, был одним из лучших в мире. Он лежит на грунте вверх днищем на глубине 42 метров, возвышение 13 метров. И притягивает как магнит дайверов всей России. И лучших из них иногда оставляет себе навсегда.

В августе этого года остались под водой Юрий Харьковский, Роман Калмыков и Сергей Шевяков из Ростова – на – Дону. Они были опытными специалистами, дайверами с большим стажем. И тем не менее, они погибли, проникнув внутрь линкора. В конце августа 2009 года при таких же обстоятельствах погиб туапсинец Игорь Оськин, бывший сотрудник госморспасслужбы, тоже опытный дайвер с многолетним стажем.

Что же стало причиной гибели всех этих ребят, которые чувствовали себя в море, как рыба в воде? Чтобы ответить на этот вопрос, мы встретились с Константином Растегаевым (фото), главным водолазным специалистом Туапсинского отряда Центроспас МЧС России. Он участвовал в операции по поиску Игоря Оськина и руководилпоисками Юрия Харьковского, Романа Калмыкова и Сергея Шевякова.

Последнее Погружение Игоря Оськина

– Константин Дмитриевич, вы близко знали Игоря Оськина, долго с ним работали. Он был действительно высококлассный специалист, как о нем все отзываются?

– Мы работали с Игорем бок о бок 8 лет. (Константин Дмитриевич показывает Доску почета, где висят фотографии водолазов. Снимок Игоря Оськина в черной рамке) К нам в МЧС он пришел из любительского дайвинга. Скажу так: из любителей он был один из лучших. Но дело в том, что и под воду он ходил как любитель. Вот и в этот раз Игорь отправился на линкор как любитель, в одиночку.
Константин Дмитриевич открывает папку с подробным отчетом об этой операции…

20 августа 2009 год, Новороссийск. В 17-00 планируется выход морского прогулочного судна «Гранит-1» для выполнения рекреационных спусков на линкор «Свободная Россия» на траверзе мыса Дооб. За 5 минут до отхода на борт прибывает Игорь Оськин. По приходу к месту спусков инструктор Сумбат Александров из Краснодара повел группу из трех человек к месту разлома корпуса линкора в носовой части. Вместе с ними ушел на погружение и Игорь Оськин. Но действовал он по своему плану. Время пребывания под водой группы Александрова и Оськина было одинаковым. После выхода Александрова и его группы на «Гранит-1» Игоря ждали еще 20 минут. В это время водолазы внимательно осматривали поверхность моря, надеясь, что их коллега свободно всплыл вдали от спускового конца. Но Игорь так и не появился на поверхности. Тогда Александров и еще один водолаз спустились к затонувшему кораблю и обнаружили в кормовой части, около небольшой пробоины в корпусе, основное снаряжение Оськина. Так как 15-литровый стэйдж-баллон отсутствовал, возникло предположение, что он проник с баллоном через пробоину внутрь корабля.

Святая задача – найти для предания земле тело погибшего – оказалась совсем непростой. Игоря искали 17 дней. Это был практически первый опыт проведения масштабных подводных поисково-спасательных работ силами профессиональных водолазов МЧС совместно с техническими дайверами. И это сотрудничество себя полностью оправдало. В том, что эта задача была успешно выполнена – огромная заслуга сотрудников Туапсинского поисково-спасательного отряда МЧС России.

22 августа группа сотрудников Туапсинского филиала отряда Центроспаса прибыла к месту выполнения поисковых работ. Водолазы спустились на глубину и выяснили, что корпус линкора «Свободная Россия» лежит на твердом песчаном грунте вверх килем, сильно разрушен в носовой части в 80–100 метрах от кормовой оконечности. В кормовой части находится несколько пробоин, и, судя по всему, Оськин проник внутрь корпуса линкора через одну из них. На основании всего этого было принято решение выполнить работы по расширению пробоины.

Только на пятый день удалось дойти до отделения рулевых машин (румпельной), куда, по-видимому, стремился попасть дайвер. Об этом Игорь писал своему украинскому другу, который предоставил письма спасателям. И только на 13-й день водолазам удастся войти в вертикальный проход на верхние палубы корабля, в район офицерских кают, расположенный на глубине 43 метра. И хотя видимость здесь от 3 метров в начале проникновения, до 0,1 метра в конце, специалистам все же удастся обнаружить первые следы дайвера. На 15-й день при обследовании вертикальной шахты, параллельно идущей из отделения рулевых машин вниз, в верхней ее части обнаружили тело Игоря.

Копия С 2

Нить Ариадны

Очередными жертвами линкора затопленной эскадры стали ростовчане Юрий Харьковский, Роман Калмыков и Сергей Шевяков. Все трое занимались техническим дайвингом, то есть погружением в замкнутое пространство. Утонувшие техно-дайверы были очень успешными людьми: Сергей Шевяков – начальник правового отдела комбайностроительного завода «Ростсельмаша», Юрий Харьковский – инструктор ростовского клуба «Аквадон», Роман Калмыков – прокурор Цимлянского района Ростовской области, ученик Юрия Харьковского в погружении под воду.

Дайверы пропали снова в августе 29 числа 2015 года, когда совершали плановое погружение к затонувшему линкору. В день спуска погода благоприятствовала ростовчанам. Корабль лежит на морском дне в трёх с половиной километрах от берега, между Голубой Бухтой и посёлком Кабардинка. Кстати, последний приют линкор нашел недалеко от легендарного «Нахимова», затонувшего 31 августа 1986 года от удара сухогруза «Петр Васев».

Когда в назначенное время, через четыре часа, никто из группы не всплыл к ожидающему их катеру, сопровождающие подняли тревогу. На место трагедии срочно выехали спасатели Туапсинского филиала МЧС. К вечеру поднялся сильный ветер, и ухудшилась видимость, поэтому проведение подводных работ пришлось приостановить. И лишь на следующий день на поверхность подняли утонувших Юрия Харьковского и Романа Калмыкова. На третий день поисков в одном из дальних отсеков нашли третьего погибшего – Сергея Шевякова.

– Почему к операции по обнаружению тел ростовчан привлекли именно наш, туапсинский поисковый отряд?

– В 2012–2013-х годах я со своими водолазами работал на линкоре, чтобы научиться ориентироваться в закрытых отсеках. Мы отработали технику, хорошо знаем расположение отсеков. Поэтому, когда случилась трагедия, обратились именно к нам.
Константин Дмитриевич демонстрирует видеосъемку, произведенную на глубине 38 метров. Водолазы проникают в пороховые погреба. На полках ровными рядами лежат картузы с порохом.

А вот отверстие, ведущее в подбашенное пространство. В него и проникли ростовские дайверы.

– В этом подбашенном пространстве мы и обнаружили два тела, – продолжает Константин Дмитриевич. – Дольше всего мы искали третьего дайвера – Сергея Шевякова, и нашли его в том же подбашенном пространстве, но дальше, между вторым и третьим дном.

– Константин Дмитриевич, вы сами не раз спускались на этот линкор, поэтому наверняка знаете причину такого интереса.

– А вам бы не захотелось прикоснуться к тайне прошлого? «Императрица Екатерина Великая» – это маленький город, где даже есть своя часовня. Это целый оружейный завод. На судне жило более 1300 человек! Только одно оружие обслуживали более 60-ти человек. Там до сих пор осталось много неисследованного.

– Гибель дайверов породила множество разговоров, предположений, порой самых мистических. Что же случилось на самом деле?

– Они элементарно заблудились, не нашли выхода. Хотя выход был совсем рядом. Ил здесь настолько мелкодисперсный, что малейшее дуновение, и он заполняет все пространство. Недаром мы так много времени работали во внутриотсековых пространствах. Вы видели, как аккуратно передвигались наши водолазы, ни к чему не притрагивались и, тем не менее, намутили. Калмыкова и Харьковского мы искали наощупь. Одного дайвера нашли 31 августа в час дня, другого – в семь часов вечера, хотя они находились на расстоянии 3–4 метров друг от друга. А Сергея Шевякова мы нашли лишь 1 сентября. На этой глубине можно находиться не более 15 минут. Максимально, что они могли себе позволить – это спуститься в погреба, сделать круг и выплывать наверх. Когда водолазы идут по отсекам, они прокладывают ходовой конец. При входе в отсек ходовой конец закрепляют снаружи, второй раз – на входе внутри и потом еще раз. Это особая технология, и ею нужно владеть.

– Была ли у погибших эта «нить Ариадны»?

– На теле каждого дайвера была катушка с ходовым концом. Но лишь у одного конец был рыхлый, что позволяет предполагать, что он ею пользовался. Судя по всему, один из дайверов закрепил конец. Когда замутнилась вода, и не стало видно выхода, они начали подматывать веревку, и ее конец оборвался. Началась паника. Один из товарищей потерялся. Шевяков пытался найти выход и оказался в междонном пространстве. Правила безопасности, они для всех пишутся кровью, жизнью. Для дайверов – еще и бесконечной водой. За каждым нарушением – трагедия.

А дайверы готовятся к новому спуску…

«Погружение на этот рэк станет незабываемым приключением в вашей жизни» – откройте любой дайвсайт, и вы увидите десятки таких вот «заманух» для любителей дайвинга и острых ощущений. Кто-то предупреждает, что это – для продвинутых, кто-то – нет.
«Свободная Россия» или «Императрица Екатерина Великая» – как вам больше нравится – продолжает магнитом притягивать к себе искателей приключений. Кто побывал, не забудет и все расскажет. И соберутся новые экспедиции, и стартуют новые спуски. Но будьте же, ребята, хотя бы осторожны…

ВАЛЕРИЯ ЭКОМАСОВА