Проект газеты «Туапсе многонациональный» вызывает много откликов наших читателей. Редакция газеты реализует проект при поддержке правительства России, он завоевал грант читать дальше

Копия-письма

Проект газеты «Туапсе многонациональный» вызывает много откликов наших читателей. Редакция газеты реализует проект при поддержке правительства России, он завоевал грант Федерального агентства по печати. Под этой рубрикой мы рассказываем о многонациональной культуре жителей Туапсинского района, о смешанных семьях, о традициях, которые сохраняются в них, о народных кухнях, обычаях, легендах, героях. Мы рады, что эти материалы не прошли мимо вас.

У нас в Псебе выращивали все

(«ТВ» от 22.08.2015, https://tuapsevesti.ru/archives/13431)

Хочу сказать в защиту фундука. Вы пишете, что якобы адыги до войны не сажали фундук, он выродился и одичал, что в основном выращивали кукурузу, этим и жили. И якобы культурные сорта орешника адыгейцы начали возделывать в послевоенные годы. А до этого, мол, собирали дикий орех-лещину.

На самом деле это не так. Если говорить о том, что выращивали адыгейцы, то кроме кукурузы сеяли пшеницу, кто просо, сорго, я все это помню хорошо. Было такое сооружение, о котором могут помнить только старожилы. Оно было изготовлено из древесины, которым рушили просо, превращая его в пшено. Я лично орудовала этим сооружением. И у нас, в Псебе, у всех были фундучные сады. А у нашей семьи – в трех местах. Дедушка хороший хозяин был, он их и посадил, сыновья помогали ему ухаживать за садами.
В Псебе был частный магазин. Хозяин все принимал. Осенью, как оборвут фундук, высушат, так и несут сдавать его в этот магазин. А оттуда – столько покупок, хоть вези домой на повозке! Дяди мои большими рулонами приносили домой ткани на всю нашу многочисленную семью. В то время в лесах действительно было много лещины, и молодежь ходила собирать ради забавы. Моя тетя со своими подругами, когда ходили, брала меня с собой. Но очередь доходила до лещины, когда дома кончался выращенный фундук…

Хабиба Аллало, аул Псебе

Письмо отца

(«ТВ» от 26.09.2015, https://tuapsevesti.ru/archives/14018)

Точно так же, почти случайно, нашла я в этой шкатулке и весточку от отца, Христофорова Евгения Петровича. Он написал эту записку перед смертью, а я и не знала. Читала – и обливалась слезами. Его письмом, которое он никуда не отправил, сам никому не показал, а назвал – «Старик», я хочу поделиться с земляками.

Наталья Христофорова

«Двадцатого октября 1992 года по новому стилю мне исполнилось 85 лет. Никогда не задумывался о том, что скоро буду стариком. Как быстро время пролетело, и я уже возраста преклонного.

За эти годы так много прожито и много пережито. Империалистическая война, гражданская война, голод, холод, нищета, разруха, безработица, репрессии, Отечественная война, и, наконец, перестройка.

В годы Отечественной войны я с первых дней стал воевать и только на переднем крае. За это горько поплатился. На Юго-Западном фронте под Киевом в 1941 году вся армия попала в окружение, в том числе и я. Потом плен, лагеря для военнопленных, Борисполь, Дарница, Житомир. С житомирского лагеря я и бежал. За это время немцы всю территорию Украины оккупировали. И вот направился я пешком к линии фронта. Дорогой, проходя через село, был задержан украинскими полицаями и направлен в Васельковскую тюрьму.
Они заподозрили меня в том, что я еврей, бежавший из Киева. Видимо, мои греческие корни сказались – черные кудрявые волосы им не понравились. В тюремной камере я просидел несколько дней. Все это время они выясняли мою национальность. После многих и долгих допросов, а также медэкспертизы, они, наконец, освободили меня из тюрьмы. Все это время меня держали впроголодь, я очень отощал и еле двигался. Подошел я к первому попавшемуся дому, стал просить что-нибудь поесть. Совершенно незнакомые мне люди накормили меня и дали отдохнуть у себя дома несколько дней.

И вот я продолжаю двигаться к фронту. Проделал огромный путь своими ногами от Житомира до Краснодара. А Краснодар оккупирован немцами! Фронт был недалеко, и наши войска в скорости освободили Краснодар. Я пошел в военкомат. Меня и многих таких, как я, направили для проверки в распоряжение тройки КГБ. Тройка КГБ после проверки по приказу Сталина дала мне 10 лет тюремного заключения, который был заменен 7-м отдельным штрафным батальоном начсостава. Это за окружение и плен. В штрафном батальоне я воевал возле Краснодара в районе Прикубанских хуторов в плавнях. За отличие и отвагу был освобожден из штрафного батальона, восстановлен в правах и отправлен в действующую армию на фронт.

Демобилизовался в 1946 году со званием лейтенанта в должности начальника связи артиллерийского дивизиона. За годы войны я был дважды ранен и один раз контужен, награжден тремя орденами и 10 медалями.
После демобилизации продолжал работать на прежней работе, в Карантинной инспекции, в должности инспектора и старшего карантинного инспектора. Уволен на пенсию в 1976 году 16 января. В настоящее время я инвалид первой группы.
И вот мне 85 года. Понимаю, что скоро уйду, но как не хотелось бы мне умирать и расставаться с жизнью! Радует то, что не зря жил…

Своей дочке не пожелаю

(«ТВ» от 10.10.2015, https://tuapsevesti.ru/archives/14239)

А я бы отменила такие свадьбы…

Прочитала ваш репортаж об обычаях на адыгейских свадьбах, и всколыхнулось в душе все, что я стараюсь не вспоминать. Для меня это самое неприятное воспоминание в жизни. Как страшный сон. Действительно, почему на свадьбе разлучают любящих людей, почему за нас, адыгейских невест, не могут порадоваться родные? Возможно, раньше все это имело смысл, но сегодня, думаю, от этого надо отходить.

Я выходила замуж в 90-х годах. И тогда моего мужа и близко не пустили ко мне. В чужом доме я простояла в углу несколько часов, пока шла свадьба. Периодически ко мне подходили незнакомые женщины, обнимали меня и снова уходили. И так было до пяти утра. Кое-как дождалась конца этой пытки. Никаких радостных ощущений у меня моя собственная свадьба не оставила…
И правильно молодые адыгейские парни и девочки сегодня хотят отмечать главный день своей жизни по-современному. Обычаи надо чтить, помнить, но слепо их повторять, думаю, не надо. Своей дочери я такой свадьбы не желаю.

Суретта, фамилию не пишу, чтоб никого не обижать

Из истории народа

(«ТВ» от 26.09.2015, https://tuapsevesti.ru/archives/14011)

Два миллиона прибыло и убыло тоже два…

С огромным душевным волнением прочитала статью о судьбе четырех сестер Котцерг. Но захотелось узнать дальше – откуда, когда и как появились в нашей стране немцы? И оказалось, что они живут с нами с незапамятных времен. В летописи от 1174 года отмечается, что в Киеве и Новгороде проживают немецкие торговые люди. В период правления Ивана Грозного в Москве возникает Немецкая слобода; к середине XVII века в городе насчитывалось уже около 400 немецких дворов и две кирхи.

По приглашению Петра I в Россию прибывали и устраивались на службу тысячи военных инженеров, строителей, архитекторов, художников. Таким образом, до середины XVIII века немецкое население России формировалось преимущественно за счет квалифицированных специалистов.

С воцарением на престоле Екатерины II начинается новый этап переселения немцев на территорию России. При Екатерине Великой в результате победоносных войн с Турцией границы империи продвинулись далеко на юг – до северных берегов Черного и Азовского морей, до Кавказского хребта. Чтобы укрепить российскую государственность в приграничных районах, Екатерина принимает решение о колонизации края. В 1762, 1763 годах она подписывает манифесты, приглашающие иностранцев пожаловать в империю для освоения пустынных земель. Переведенные на иностранные языки, эти манифесты вывешивались в церковных храмах стран Западной Европы. Императрица обещала переселенцам: свободный выбор места поселения, свободу вероисповедания, самоуправление, освобождение от воинской службы, от податей, налогов и всякого рода повинностей, беспроцентную ссуду на обзаведение хозяйством с уплатой через 30 лет. За короткий срок (в 1764 – 1770 годах) на берегах Волги возникло 117 немецких колоний. Вот откуда пошли волжские немцы, впоследствии выселенные в Казахстан.

К 1908 году численность немцев в империи составляла 2070000 человек.
В 1924 году была создана автономная республика немцев северного Поволжья со столицей в городе Покровск (позже Энгельс). Но по мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам, их выселяли в Казахстан, они подвергались репрессиям.

И потому, после внесения изменений в закон СССР «О въезде и выезде» в 1986 году, началась массовая эмиграция немцев с территории бывшего СССР в Германию. По данным переписи 1989 года в Советском Союзе насчитывалось 2038,6 тысячи немцев. В общей сложности, по данным Министерства внутренних дел ФРГ, в Германию с 1950 по 2006 год переселилось 2 334 334 российских немцев и членов их семей
К 2010 году в России осталось 394 138 немцев.

Светлана Меллоер

 

Дорогие читатели! Если и вас не оставили равнодушными материалы нашей газеты, пишите, звоните.