Как всегда, в последний вторник месяца подписчиков газеты принимал адвокат Краснодарской коллегии адвокатов Ирина Киреева. Больше всего обращений в этот раз было по поводу кредитов, долгов и… тех, кто их вышибает.

Продали с потрохами?

«Мы взяли кредит, но расплатиться вовремя не смогли. А банк взял и продал наш долг (считай – нас со всеми потрохами) коллекторам. Разве это возможно?

Нина и Михаил Несванцевы»

– По сути – да. Банк или кредитная организация (сейчас таких много – это разные микрозаймы) может как временно привлечь коллекторов для проведения мероприятий по досудебному возврату долга, так и полностью продать им право требования по кредиту на основании соответствующего договора.

Долгое время переуступка прав требований по кредитному договору коллекторским агентствам, не имеющим лицензии на ведение банковской деятельности, считалась незаконной. Однако с выходом 21 декабря 2013 года ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)» ситуация изменилась. Статья №12 закона предоставила кредитным организациям эту возможность. Уступка требований по долгу третьим лицам стала возможна в случае, если это не противоречит договору между заемщиком и заимодателем. Смотрите внимательно договор! При заключении договора передача долга третьим лицам должна быть оговорена во всех подробностях. Кстати, у разных банков она разная. Бывает, что в договор вносится право заемщика знать о передаче, иногда право – соглашаться с ней, а иногда достаточно будет лишь уведомить его об этом. В свою очередь, если должник не уведомлен об уступке прав, он вправе игнорировать коллекторов и погашать долг банку, как и раньше. В общем, штудируйте договор – там все должно быть прописано. А если нет этого пункта вообще – обращайтесь в суд. Кроме того, важно знать, что при переходе долга к новому кредитору условия его возврата не меняются.

Что разрешено коллекторам?

«Уже несколько лет мы пытаемся с банком решить нашу проблему, и в последнее время нас начали атаковать коллекторы. Действуют агрессивно. Мы обратились в полицию – нам сказали, что все в рамках закона. Что, звонить с утра до вечера людям, это законно?

Николай М.»

Коллекторы могут звонить, присылать письма по почте, писать смс, встречаться с должником лично. Но все контакты между должником и кредитором или его представителями ограничены законом по времени – с 8:00 до 22:00 в будние дни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники. Чтобы организовать встречу другим способом или в другое время, необходимо письменное согласие должника, которое он не обязан давать (п. 3 ст. 15 Закона № 353-ФЗ). Вы в свою очередь вправе потребовать от них  ряд документов:

– документ, удостоверяющий личность;

– доверенность от руководителя агентства, подтверждающую, что он не самозванец;

– копию договора цессии, на основании которого у коллекторов возникло право требования (оригинал можно запросить в самом агентстве).

Без предъявления этих документов общение лучше сразу прекратить. Известны случаи, когда под видом коллекторов «выбивать» долги приходили обыкновенные мошенники, не имеющие на это никаких оснований и даже не связанные с реальными кредиторами.

Между тем, закон четко регламентирует, на что имеют право коллекторы, а на что нет. Так, граждане вправе не пускать коллекторов к себе домой, так как неприкосновенность жилища защищается Конституцией РФ (ст. 25).

Коллекторы не вправе унижать должника, оскорблять, применять меры физического воздействия. Все факты нарушения закона со стороны коллекторов необходимо фиксировать, желательно на видео, с привлечением свидетелей, и передавать в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру). Незаконные действия коллекторов могут повлечь как административное, так и уголовное наказание.

Ошиблись номером!

«С недавнего времени к нам на домашний телефон начали названивать сотрудники банка, а потом и, видимо, коллекторы. Требовали вернуть какой-то долг. А мы с мамой ни в каком банке никогда ничего не берем. (Это наша принципиальная позиция) Я стала разбираться. Выяснилось, что бывшая коллега, оформляя кредит, дала наш телефон как своих знакомых. Иногда банк требует это. Нас не спросили, не уведомили. Кредит она не платит, а звонят почему-то нам и просят выяснить, где она и почему она не платит кредит! Получается, любой человек может просто так дать чужой телефон, а у человека потом неприятности. Нам не угрожают, с нас не требуют денег. Но звонят каждый день. Это же издевательство!

Марина Страхова»

– Вам необходимо написать письмо в головную организацию банка, четко разложить ситуацию по полочкам. Если звонки не прекратятся – написать заявление в полицию на действия работников банка.

Есть еще один способ. В интернете можно скачать приложение «Антиколлектор», которое блокирует звонки с телефонов коллекторских агентств, имеющихся в базе. Приложение скачали уже более 100 тысяч человек.