В ноябре 2015 года исполнилось тридцать лет с того дня, как молодой инженер-механик Карп Карабаджан пришел работать в порт. Сегодня читать дальше

Копия IMG_3559

В ноябре 2015 года исполнилось тридцать лет с того дня, как молодой инженер-механик Карп Карабаджан пришел работать в порт. Сегодня генеральный директор ОАО «Туапсетранссервис» Карп Карпович Карабаджан принимал у себя на предприятии корреспондентов «Туапсинских вестей».

В будущем выйдет толк

Карп Карпович, родившийся в 1957 году, стал десятым ребенком в семье из поселка Новомихайловский, где отец трудился бондарем, плотником и столяром, а мама работала в колхозе за трудодни.
Пятеро детей Карабаджан не пережили военное лихолетье…
Но и через 15, и через 20 лет после того, как отгремели бои Великой битвы, жизнь была не сахар – он до сих пор помнит вкус рыбьего жира, который давали воспитанникам детского интерната в поселке Виноградный, что за Анапой, и куда с огромным трудом удалось пристроить семилетнего ребенка, чтобы не голодал…

А учителя его хвалили…

– Из Карпуши выйдет отличный инженер, – не раз говорила его первая учительница Лариса Борисовна Мякишева.
Они найдут друг друга спустя полвека. Она напишет ему из далекого Коми, а он бережно сохранит эти строки:
«Здравствуй, уважаемый Карп Карпович! Здравствуй, маленький черноглазый мальчик Карпуша!» – напишет 72-летняя учительница своему почти 60-летнему ученику…

Помни имя свое

Через три года истосковавшийся по сыну Карпо Агопович заберет его из интерната домой.

– Это было счастливое время общения с отцом, – вспоминает Карп Карпович. – Папа как будто чувствовал, что ему осталось немного, и подолгу разговаривал со мной, учил работать с деревом. Я и сейчас помню его слова: «Я дал тебе честное имя, сынок, никогда не теряй свое имя».

Отца не стало, когда Карпу исполнилось тринадцать…

– Папу заменил мне старший брат Андрей, с которым у нас разница в возрасте 23 года, к тому времени уже отслуживший в армии и освоивший профессию водителя, – рассказывает Карп Карпович. – Вернувшись, брат сам сел за баранку, и частенько брал меня с собой, доверяя руль. С тех пор я и «заболел» машинами.

И опять решающую роль сыграли в его жизни учителя, на этот раз из Новомихайловской школы № 5. Готовиться к поступлению в институт помогала математик Александра Поликарповна Бжассо.

– Мы с ней занимались по журналу «Квант», – вспоминает Карп Карпович. – Был такой очень популярный в СССР ежемесячный физико-математический журнал для школьников и студентов. Он и сейчас издается, но, конечно, не стотысячными тиражами.

Профессия – инженер-механик

Математику и физику в Харьковский автомобильно-дорожный институт абитуриент Карп Карабаджан сдал на «отлично». И хотя сочинение написал на «трояк», в студенты прошел.

Началась новая жизнь, в которой, наряду с интегральными и дифференциальными исчислениями и тремя источниками и составными частями марксизма, были и песни у походного костра, и уборка урожая в колхозах и совхозах, и повышенная стипендия, и комсомольский стройотряд, в котором Карабаджан был командиром…

– Вот этот «яростный стройотряд» едва не стоил мне диплома, – вспоминает Карп Карпович. – Отряд был на общестроительных работах, когда произошла трагедия – утонул один наш боец, первокурсник. Скандал разразился страшный! Это уже потом выяснилось, что у паренька был порок сердца, но он никому об этом не сказал, а может, и сам не знал… Но меня как «нерадивого» командира стройотряда успели исключить из комсомола и собирались выгнать из института.

На защиту студента встал ректор ХАДИ Борис Владимирович Решетников, известный своей решительностью и бескомпромиссностью:

– Вы свое дело сделали, а я ломать человеку судьбу не буду! – сказал Борис Владимирович членам Бюро ВЛКСМ института. Сказал, как отрезал!

В 1979 году Карп Карабаджан окончил институт с красным дипломом, получив профессию «инженер – механик». Впереди светила аспирантура, но молодой специалист пошел… в армию.

Потомок портовика

Копия IMG_3514

– Отдать долг Родине – дело святое, – считает Карп Карпович.

Он служил на Западной Украине начальником автослужбы дивизиона.
После армии несколько лет возглавлял отдел эксплуатации в Джубгском АТП.
А в 1983 году Карп Карабаджан встретил Анжелу, как оказалось, свою судьбу на всю оставшуюся жизнь.
Через два года молодые супруги пришли работать в порт: он – инженером-технологом, она – инженером-электромехаником АТС.
Иначе, наверное, и быть не могло. Ведь и тесть Карпа Карповича Ананий Леонтьевич Чехолузян работал инженером-конструктором на СРЗ, одном из лучших предприятий в СССР, и теща Галина Мануковна заведовала детской поликлиникой порта.

– Да и сам я, в каком-то смысле, могу считаться потомком портовика, – улыбается Карп Карпович. – Ведь мой прадед Агоп еще до революции, в 1911 году работал в туапсинском порту простым грузчиком, таская поклажу на своей спине.

Материал, стойкий к износу

В 1989 году Карабаджан возглавил автогараж в порту.
Это было время, когда большая часть грузов доставлялась собственным транспортом по территории СССР, России и Европы.

– В работе мне очень помог мой заместитель Владимир Алексеевич Брок, который сегодня возглавляет совет ветеранов порта, и настоящая «мама» автогаража – техник Лариса Яковлевна Егорова, – говорит Карп Карпович.

И сегодня люди, с которыми когда-то он начинал создавать коллектив автогаража, трудятся на благо родного порта – Эдуард Анисимов, Александр Деточкин, Анатолий Зиборов, Михаил Кондратьев, Сергей Кулиш, Сергей Клименко, Сергей Матюшенко, Дамир Тлепщук, Александр Юнга.

Но это люди – материал, стойкий к износу! И вот эти самые люди так бережно относились к технике, что купленные портом в 1992 году автомобили Фольксваген служат по сей день.
Коллектив автогаража жил одной дружной семьей, а самое главное, для ребят Карабаджана не было слова «нет», порту нужно – будет сделано! И так во всем – и в дальних рейсах, и в спортивных соревнованиях, и на субботниках…
А сам начальник гаража после работы бежал в ДОСААФ, где в течение десяти лет преподавал автодело – сотни людей в Туапсе получили путёвки в водительскую жизнь из его рук.

– Эти годы пролетели как одно мгновение, – задумывается Карп Карпович. – А ведь считай целая жизнь прошла. В 1994 году родился сын Артур, который рос в «двух семьях» – дома и в гараже порта, на глазах коллектива. Сегодня он студент 4-го курса Московского автодорожного института, чемпион России 2015 года по велотриалу – идёт по стопам отца.

Новое назначение

26 декабря 2006 года Карп Карпович узнает о своем новом назначении. Динамично развивающийся и нуждающийся в расширении автопарка порт приобретает дочернее предприятие ОАО «Туапсетранссервис».
Это сейчас в «Туапсетранссервис» трудятся 70 человек, обслуживая 40 единиц техники, предоставляя услуги по грузовым перевозкам, ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, а у самого предприятия нет долгов, и люди вовремя получают свою зарплату.

А тогда, в 2006 году… предприятие находилось на грани разорения, стены осыпались, крыши протекали, а главное, люди по четыре месяца не получали зарплату.

– Моя задача состояла в том, чтобы поднять предприятие с колен, наладить эффективную работу, обеспечить порт качественными транспортными услугами, – вспоминает Карп Карпович.

Это было не просто. Работа предстояла долгая, трудная и кропотливая, но, как говорится, терпение и труд… Первым делом починили крыши, потом отремонтировали производственный и административный корпуса. Затем наступил черед здания моторного цеха, автомойки, внутреннего ремонта. На это уходили годы.
Чтобы представить тогдашнее положение ТТС, достаточно сказать, что первые три года предприятие выживало без отопления и водопровода – экономили.

Крепче за баранку держись, шофер

Карп Карпович проводит нас по территории предприятия и с гордостью демонстрирует легендарный Фольксваген К-431, приобретенный еще в 1992 году, его пробег сегодня – 700 тысяч километров!
На протяжении десятилетий, в любое время года он колесил по российским дорогам, развозя грузы по городам и весям нашей необъятной страны.

– Он возит их и сегодня, – говорит Карп Карпович. – Безаварийность – это одно из главных требований нашего предприятия! Поэтому задачу себе и коллективу ставлю одну – чтобы у нас не было ни одной аварии, а все водители возвращались к своим семьям живыми и здоровыми.

[box type=»info» size=»large» style=»rounded» border=»full»]

Горжусь своим коллективом

Мы попросили Карпа Карабаджана назвать людей, которые оставались с ним в трудные времена, поддерживали его идеи и планы, и не покинули свое предприятие, несмотря на жестокие волны экономических штормов.
Оказалось, что всех и не перечислишь, поэтому называем самых-самых.

Это водители Андрей Андреевич Керогилян, Андрей Николаевич Малых, Андрей Андреевич Мелконян, Александр Владимирович Леев, Владимир Михайлович Чайлян, Геннадий Ильич Павлов, заместитель по экономике Фатимет Рашидовна Шхалахова, главный инженер Аслан Маджидович Хагуров, секретарь Надежда Васильевна Маковецкая, инженер отдела безопасности движения Наталья Сергеевна Мальцева, начальник ОТК Ашот Андроникович Давидян.

Именно их совместные усилия и самоотверженность принесли общий успех предприятию.[/box]

ВАЛЕРИЯ ЭКОМАСОВА