«У меня были хорошие учителя, на которых я сегодня стараюсь быть похожей», – просто объясняет свой жизненный выбор почетный гражданин г.Туапсе, бессменный директор туапсинской школы № 8, что на улице Звездной, Светлана Сергеевна Леонец, отметившая накануне Дня города свой юбилей. Этот год просто «урожайный» для нее на юбилеи: тридцать лет школе, которую она возглавляет, можно сказать, с закладки фундамента, юбилеи у дочери и сына. Но, конечно, далеко не только это стало поводом встретиться с директором самой звездной туапсинской школы накануне Дня города.

Леонец

– Светлана Сергеевна, я знаю, вы были назначены директором школы № 8, когда ее еще фактически не было.
– Да, приступила к обязанностям 11 июня 1986 года, а 1 сентября здесь уже гремел Первый звонок для 650 учеников. Школу построили просто сказочно быстрыми темпами. Была задача: новый микрорайон улицы Звездной – самой высокой в городе – должен иметь свою школу! Первые наши ученики перешли из школы № 3, а затем уже все больше и больше становилось ребят из близлежащих домов. Так же подбирался и педагогический состав – сначала по территориальному принципу, из числа живущих рядом со школой учителей, а потом уже все мы так сроднились, что, даже сменив адрес, тянуло магнитом в школу на Звездной. Начинать с нуля и легче, и труднее одновременно. Легче – потому что создавали традиции и климат в коллективе, исходя из своих взглядов и принципов. Труднее… по той же причине. Мы даже летали на вертолете в школу космонавтов на Красной Поляне, чтобы посмотреть, примерить на себя и… сделать по-своему. Мы старались соответствовать той высоте, на которой расположена школа, уже и в своих делах, победах. Потому были первыми, кто получили президентский грант в миллион рублей, кто стал экспериментальной площадкой для внедрения федеральных государственных стандартов. Мы не гонимся за «золотом» – истинного золота, золота высшей пробы не может быть много. Но гордимся тем, что наши выпускники за все эти годы достигли весьма высоких результатов в своих профессиях.
– А как вы сделали свой выбор профессии, и, если бы вдруг стало возможно, изменили бы его?
– Я родилась в Горловке на Донбассе, в той самой, где сейчас гремят взрывы, где дети не могут спокойно заниматься в школах и играть. Не могу об этом говорить спокойно. Всего год прошел после Великой Победы, страна поднималась из руин, отстраивалась, залечивала раны. Какой подъем патриотизма был тогда! И, конечно, профессии врача и учителя были на вес золота. Папа мой работал начальником участка на ртутной шахте, мама была врачом, я пошла в школу с математическим уклоном. Но стала учителем русского языка и литературы. Потому что после первого же урока, данного нашей новой учительницей, поняла – это мое! Вот и своим ученикам, своим коллегам по школе я говорю, что только там можно добиться успехов, где учитель влюблен в свой предмет. Учитель должен быть эталоном интеллекта, такта и любви к знаниям. И мне посчастливилось встречать именно таких учителей. В Туапсе среди первых и лучших я бы назвала директора школы № 2, куда я пришла в 1977 году, Тимофея Леонтьевича Гейду, Диану Геннадьевну Легкоступ. У них я многому училась – и главному принципу: прежде чем критиковать коллегу, дай такой урок, который был бы образцом. И когда наша школа была площадкой проведения Всероссийской предметной олимпиады по географии, и к нам съехались учителя со всей России, наши педагоги блестяще давали открытые уроки. Даже если бы можно было вернуть время, я бы все равно выбрала профессию учителя – наверное, так сложились звезды. Не представляю свою судьбу без школы, без детей. И очень надеюсь, что профессия учителя вновь станет конкурсной и самой популярной.

– Многие годы вы представляли интересы туапсинцев в Совете города. Чем гордитесь особенно из того, что удалось сделать вашей команде?
– Водой для Звездной! В то время в нашем микрорайоне вода была по графику. Я до того жила на Приморье, а потом переехала в микрорайон своей школы. И чаяния своих соседей, своих избирателей знала не понаслышке. Вот пошла с вопросом о водоснабжении на прием к Валерию Михайловичу Романтееву, в то время директору Водоканала. Он мне – нет условий, мол, провести воду. А я ему – так давайте мы эти условия сделаем. По крайней мере, от графика подачи воды мы отказались. Детские и спортивные площадки, в частности, для ул. Грибоедова – тоже детища того периода, как и пешеходные дорожки. Скажете, мелочи? А из таких вот «мелочей» и складывается жизнь.

– Светлана Сергеевна, этот год для вас действительно урожайный на юбилеи. Есть ли какие-нибудь особые планы и пожелания?
– Главным подарком на мой юбилей были поздравления выпускников. И тех, кто прислал видеосюжеты о себе практически со всех концов России, и тех, кто пришел лично. Каждый раз, провожая повзрослевших детей в большой мир, учитель испытывает стресс. К этому привыкнуть нельзя, и похожих выпусков не бывает – каждый дорог по-своему. И выпускной у нас каждый год традиционно проходит по особому, неповторяющемуся сценарию: то мы путешествуем в будущее, то в пушкинскую эпоху, то в Древнюю Элладу. Конечно, юбилей школы, который мы будем проводить в конце сентября, станет, прежде всего, большим семейным праздником. На него соберутся все, с кого начиналась школа, кто причастен к ее истории, к ее настоящему. Материал для основы сценария мы уже собираем.

– Ваши дети пошли по вашим стопам, стали учителями?
– Нет – хотя учились очень хорошо: сын окончил школу с золотой медалью, дочь – с серебряной. Знаете, мой главный совет родителям – не примеряйте свою судьбу на своих детей, будущая профессия должна быть их выбором. У меня пять внуков, четверо из которых уже взрослые, самостоятельные люди и живут в Москве. Я стараюсь ездить к ним как можно чаще, а они дарят мне возможность путешествовать. А сложилось у них все, наверное, потому, что я с них спрашивала больше, чем с других своих учеников. Например, о том, что дочка моя учится в моем классе, одноклассники узнали только полгода спустя. И двойки ей ставила, бывало, и журила, все – так же, как и с остальными детьми. Мне кажется, что истинная родительская любовь держится на строгости, интеллекте и справедливости. Так же, как и авторитет учителя.