70-летие Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г.Полетаева стало одной из ярких страниц в празднествах Дня города Туапсе. Музей города получил в дар и уникальные реликвии, поистине бесценное наследие времен начала строительства Армавир-Туапсинской железной дороги, названной в народе «Туапсинкою».

Ценную бумагу – акцию железной дороги Армавир – Туапсе 1909 года торжественно передал в музей председатель Туапсинской торгово-промышленной палаты, Почетный гражданин города Туапсе, Заслуженный работник транспорта России, депутат Совета г.Туапсе Юрий Гетта.

Копия DSC_0341


«Музей – хранитель исторической памяти региона» – так называлась научно-практическая конференция, приуроченная к юбилею, которая длилась три дня и собрала ведущих историков, краеведов, общественных деятелей и Иркутска, Пятигорска, Геленджика и других регионов России. Участников конференции и сотрудников музея-юбиляра приветствовал глава Города воинской славы Туапсе Александр Чехов.

Но, пожалуй, самым знаковым и кульминационным событием праздничных мероприятий 70-летия историко-краеведческого музея им. Н.Г.Полетаева стала передача в дар музею двух реликвий, относящихся к разным и очень важным событиям в жизни не только Туапсе, но и всего Юга России. Ценную бумагу – акцию железной дороги Армавир – Туапсе 1909 года торжественно передал в музейные экспозиции председатель Туапсинской торгово-промышленной палаты, Почетный гражданин города Туапсе, заслуженный работник транспорта России, депутат Совета г.Туапсе Юрий Гетта. Этот раритет поистине уникален. Бумагу выпустили, когда шло строительство железной дороги, ставшей одной из жизненно-важных артерий туапсинского транспортного узла, играющего ключевую роль в экономике всей страны.

Напомним, что 17 июля 1908 года высочайшим повелением государя-императора был утвержден устав и создано акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги, взявшее на себя постройку и эксплуатацию линии, длинною в 252 версты, от станции Армавир к посаду Туапсе, с ветвью на Майкоп и устройством пристаней и оградительных сооружений в Туапсинском порту. В первое правление акционерного общества входили Н.Байдак, инженеры П.Перцов и Н.Перцов, финансист и промышленник А.Путилов, атаман станицы Родниковской А.Переяславский. И вот сегодня уникальный документ, свидетельствующий о грандиозных событиях в развитии инфраструктуры Туапсе и всего Юга России, передан в дар музею, в дар – всем нам и нашим потомкам! А самую развернутую, подлинную и шикарно иллюстрированную историю становления и развития туапсинской железной дороги посетители музея теперь смогут увидеть в эксклюзивной книге «История и судьба Туапсинки», которую подарили музею Юрий Гетта и председатель Совета ветеранов-железнодорожников Валерий Власов.

– Мы искренне благодарны Юрию Николаевичу Гетте за эти подарки! – говорит директор историко-краеведческого музея им. Н.Г.Полетаева Ирина Банько. – Значение акции железной дороги Армавир – Туапсе, как эскпоната, для истории, для полноты экспозиции этого исторического периода просто неоценимы.

Еще один экспонат пополнил музейную коллекцию, но уже периода Великой Отечественной войны. Это – немецкий штык-нож к винтовке Маузера, который был изъят у так называемого «черного копателя», пытавшегося незаконно сбыть этот раритет. Его торжественно передал в экспозиции музея начальник Туапсинского линейного отдела полиции Сочинского ЛУ МВД России на транспорте, подполковник полиции Вячеслав Колесников.