19-летний туапсинец Виталий Хрипунов легко с разгона остановит свой байк на краю пропасти. Его велосипед может летать, и даже плыть. Все зависит от того, каким будет спуск с горы. Виталий – даунхильщик. В июле выиграл чемпионат России по скоростному велосипедному спуску. Еще бы! Ведь тренировался чемпион в наших горах и на наших улицах!

Даунхилл (дословный перевод с англ. «вниз с холма») – это экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, скоростной спуск. Абсолютно «дикую» сложную трассу надо проехать
на максимальной скорости и при этом остаться в живых.

Копия IMG_2058

Именно во время скоростного спуска по ступенькам в центре города мы его и «поймали». Оказалось, готовится к всероссийскому Сочинскому чемпионату по урбан-гонке, который пройдет завтра 7 августа. Есть такая разновидность даунхилла, когда гоняют не по горной трассе, а по заковыристым, желательно разбитым, городским улочкам. Так, преодолевая вместе с Виталием коварные спуски и крутые подъемы переулка имени Тельмана, мы узнали много интересного о даунхилле и о самом Виталии.

Начало

Первый раз я попробовал спуститься на велосипеде с горы в 13 лет. Просто любил велосипед, любил гонять. А тут услышал, что на Кадоше соревнования организуют, и пошел. И сразу же победил в своем возрасте. И …заболел горным спуском. До этого вообще не знал, что есть такой спорт, это сейчас как-то все чаще о нем говорят и пишут, хотя в Туапсе по большому счету его по-прежнему нет, а тогда вообще. Столько перечитал книг, в интернете лазил, чтоб хоть как-то понять, как тренироваться, как управлять. Начал ходить в тренажерный зал, понимал, что мне сил не хватает. А они ой как нужны. Потом понял, что все делал неправильно. И тренировался не так, и качал не то. Со временем разобрался.

Секреты для новичка

Обычно на местном уровне соревнования проходят одновременно на одной трассе для всех возрастов. «Летят» и взрослые, и юниоры, и маленькие. Трасса одна, только разница в том, кто какое время выжмет. Вот я первые годы соревновался так и смотрел, как более опытные работают, пытался спрашивать, но они не очень-то раскрывали мне секреты. Но я, помня, как сам тыкался, всегда все рассказываю, в деталях, и подробно, когда меня спрашивают начинающие. У меня секретов от них нет. Я не боюсь, что они обгонят меня. Пусть! Это даже здорово. Ведь если есть тот, за кем мчишься, кого догоняешь, значит, есть цель.

О выносливости

Средняя продолжительность гонки – 4 – 7 минут. Это время, как воронка, высасывает все силы, забирает все! Уже через 5 минут даунхилла просто валишься с ног. Средняя скорость движения – 36 – 50 км/час. Перепад высот на трассе составляет приблизительно 80 метров, бывают трассы, где и больше. Я, например, до сих пор целенаправленно занимаюсь в спортзале, укрепляю и ноги, и руки. Руки, наверное – главнее, потому что именно они держат байк. Иногда после трассы не могу снять руки с руля. Пальцы не разгибаются! Так и стаскиваю руку, сжатую в кулак, словно обжимающую руль.

Контракт с фирмой

Велосипед, конечно, специальный. Тут все другое. Конструкция, металл, шины, тормоза. Он только внешне похож на обычный велик, а на самом деле – боевая машина. Мой мне достался от фирмы –производителя «Джиант». Знаменитый бренд, они сами вышли на меня после очередных соревнований и предложили контракт. Я доволен. И байк, и средства защиты, включая шлем, все предоставляет фирма. Я обязан выступать в их форме на их велосипеде и побеждать соответственно. (Улыбается). А первый горный мне купила мама. Она вообще всегда и во всем меня поддерживает. И в этом увлечении тоже. Хотя оно очень опасное. Пока я был несовершеннолетний, ездила со мной на соревнования. Последние года два уже более спокойна.

Одеть «черепаху»

Копия IMG_2064

Защита нужна! Она состоит из пластиковых щитков, скреплённых сетчатым материалом, на руках, ногах и по всему телу. Для защиты головы – не просто шлем, а специальный для даунхилла. Надеваются маски, которые полностью лицо защищают и глаза от попадания пыли, мошек, ветра, грязи и прочего. Перчатки с жёсткими вставками, которые полностью покрывают кисть для защиты костей при падении. Также можно использовать защиту для торса (так называемая черепаха). Защищает все важные части тела (грудную клетку, плечи, спину, живот) и локти при падении. Но опытный гонщик может и в дерево въехать и не покалечиться. А неопытный на ровном месте упасть с тяжелыми последствиями. Все равно после каждой гонки есть и синяки и царапины. Пара серьезных травм у меня была. На кубке мира в Италии в 2015 году сломал руку так, что пришлось оперировать. Вот шрам остался.

Тормози передними!

И с «банана» – крутой вертикальной горки, и с холма техника спуска одинакова. Вопреки тому, что большинство из нас выучило с детства «не тормозить передними, а то вылетишь через руль», тормозить на горе надо передними. Вы заметили, что на некоторых велосипедах передний тормозной диск больше заднего? Объясняется это тем, что при торможении 70-80% нагрузки приходится на переднее колесо.

Трасса

В даунхилле побеждает тот, кто как можно быстрее съедет с горы. Современные трассы очень опасные и сложные. Там трамплины, проложенные между деревьями, кучи камней, извилистых участков, крутых спусков, выступающих корневищ деревьев, болотцев грязи, речек. Некоторые трассы мы строили сами в Туапсинском районе. Специально усложняли. Так интересней. На официальных международных соревнованиях с трассой дают познакомиться, есть тренировочные заезды. Стараюсь все запомнить. Можно, кстати, снять на видеорегистратор, потом проанализировать.

Топ-десятка здесь и там

В Магнитогорске, на последнем чемпионате России, я выиграл с минимальным отрывом в две секунды. И последующие финалисты тоже в две секунды отстали друг от друга. Это говорит о том, что в принципе, все примерно одинаковые соперники. Нас примерно человек десять, кто постоянно ездит на большие соревнования. Все из разных городов. Мы друг друга знаем. Москвичей, правда, больше. Но все равно, на уровне Европы и мира мы выглядим бледно. Там даунхилл развит очень сильно и давно, и спортсмены там мощные. Наши, даже самые крутые, в топ-десятку не попадают. Так что есть к чему стремиться.

А в Сочи приезжайте поболеть! Гонка должна быть интересной. Она с развлечениями, вдоль трассы готовятся сюрпризы. Говорят, и для нас там тоже что-то приготовили особенное. Стартовать будем от Альпийской улицы, а финишировать в Поцелуевском сквере. Считай, весь скоростной спуск пройдет в центре Сочи.