Более 2 миллионов детей в России имеют ограничения в возможностях здоровья. И для создания условий доступности полноценной жизни, качественного образования и реализации социально-творческого потенциала этих ребят работает целый комплекс государственных мер, основой которых является программа «Доступная среда». Результаты этой работы очевидны и в нашем районе.

Сегодня сотни детей имеют реальную возможность не только учиться, как все их сверстники, но и, что не менее важно, общаться, дружить, принимать участие в жизни класса, школы, да нет, просто – в жизни. И, наверное, никогда так не радовало созвучие жизни со словами рекламного ролика: «Инвалид, не инвалид – люди так не делятся»!

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-img_3961

– Основной задачей государственной политики в области образования остается обеспечение доступности качественного образования для всех категорий детей. Работа с детьми с особыми возможностями здоровья строится через развитие специального коррекционного и инклюзивного образования, – озвучила основную концепцию создания доступной среды на августовском районном педсовете начальник управления образования Туапсинского района Галина Никольская. – С 1 сентября этого года начала действовать федеральный государственный образовательный стандарт для ребят с ограничениями возможностей здоровья. Сегодня число детей этой категории в нашем районе составляет 6,5 процента от всего детского населения. В целях адаптации и обеспечения качественным образованием в муниципалитете реализуется оптимальная модель учебы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных организациях нашего района обучаются и воспитываются 927 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 265 ребенка – инвалида.

Для того, чтобы детки, имеющие проблемы со здоровьем, получали навыки коллективного общения и основы дальнейшего образования, в районе работают специальные программы в системе дошкольного образования. В детском саду № 33 «Журавлик» г. Туапсе функционируют группы для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольная группа для детей с нарушением слуха открыта в 2015 году в детском саду № 38 «Колобок» г. Туапсе.

Пошагово реализуются мероприятия федеральной программы «Доступная среда» и в школах. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья регламентируется индивидуальным учебным планом и индивидуальным расписанием занятий с учетом особенностей их психофизического развития и возможностей.

Двадцать детей-инвалидов из 13 общеобразовательных организаций получают дистанционное образование – на базе созданных муниципальных дистанционных центров в школах № 10, № 11 г. Туапсе и № 35 пгт. Новомихайловский.
12 обучающихся из числа детей-инвалидов были включены в инклюзивное образование. Ребята совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения, занимаются по индивидуальным учебным планам.

Работа по созданию доступной среды в школах района ведется в той или иной степени повсеместно. Вот, к примеру, что рассказывает об этом директор школы № 8 (в этом году эта школа отметила свое 30-летие и победила в краевом конкурсе подготовки к новому учебному году) Светлана Леонец:

– Средства на реализацию программы «Доступная среда» направляются как из федерального, так и из краевого бюджетов. И, поверьте, это действительно очень важно – обеспечить всем без исключения детям равные возможности в получении качественного образования и обязательных навыков жизни и общения в социуме. В нашей школе учатся 8 детей по индивидуальной форме обучения, 1 – по адаптированной системе, но есть и детки с ограниченными возможностями здоровья, посещающие непосредственно занятия в классах, в том числе и трое первоклассников. К этому учебному году в школе был проведен комплекс работ по установке лифта с 1 на 3 этаж и специализированного туалета для инвалидов-колясочников, расширены двери 10 предметных кабинетов, актового зала, столовой, в наличии – действующие сигнальные кнопки для помощи людям с ограниченными возможностями. Но в понятие «Доступная среда», безусловно, входят не только приспособления для физического доступа в школу. Но, прежде всего, особое отношение к таким детям, создание благожелательной общей обстановки в коллективе. И определенную специфику в работе педагогов. Три учителя начальных классов нашей школы проходят обучение по курсу работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

До недавнего времени встретить на улице инвалида-колясочника было чем-то из ряда вон выходящим. А главная причина в том, что он попросту был обречен находиться в четырех стенах из-за отсутствия элементарного пандуса в подъезде, в общественных местах. Сегодня же сотни детей имеют реальную возможность не только учиться, как все их сверстники, но и, что не менее важно, общаться, дружить, принимать участие в жизни класса, школы, да нет, просто – в жизни. И, наверное, никогда так не радовало созвучие жизни со словами рекламного ролика: «Инвалид, не инвалид – люди так не делятся»!

Аттестат для Саши Сорокина

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

…Получение аттестата о среднем образовании – всегда яркое событие, запоминающееся на всю жизнь. Но для выпускника 11 класса школы № 5 г. Туапсе Александра Сорокина этот документ стал не просто итогом многолетнего труда самого паренька, преподавателей, родителей, но и символом настоящей победы над проблемами со здоровьем и веры в будущее. Ведь для инвалида-колясочника еще совсем недавно даже обыкновенный выезд в город был целым событием, сопряженным с множеством проблем.

И, конечно, Саша был особенно рад, что за своим аттестатом в родную школу он приехал лично, что теперь благодаря установке современных, технологически выверенных пандусов это особого труда не составляет.

– Мы очень благодарны коллективу нашей родной школы № 5, в которой Саша обучался все эти годы, за чуткость, понимание и высокий педагогический профессионализм, – говорит мама выпускника Марина Васильевна. – С пятого класса Александр перешел на индивидуальное обучение, и заниматься с ним учителя приходили домой. Но никогда не чувствовал ни он, ни мы оторванность от коллектива, отчужденность. А сейчас школа имеет все возможности для обучения ребят с ограничениями возможности в передвижении.
Ничто так не окрыляет, как первая победа – над проблемами, над устоявшимся менталитетом. Александр Сорокин подал документы в Новороссийский колледж строительства и экономики, где будет обучаться дистанционно. А это значит, что впереди у Саши – жизнь, полная новых встреч и свершений.

– Наша школа по программе «Доступная среда» уже внедрила целый ряд комплексных мер, – рассказывает директор школы № 5 г. Туапсе Игорь Иванников. – Два пандусных подъезда к школьному двору, пандусы на входе и в самом здании, специализированное оборудование в туалетной комнате, ФМ-система (беспроводная система усиления звука) для слабослышащих людей – эти и другие нововведения открывают широкий доступ людей с ограниченными возможностями в школу. И делают более доступным образование непосредственно в школе.