12 сентября 2017

Туапсинский нефтезавод: от первой пятилетки – в XXI век

Туапсинский нефтеперерабатывающий завод – одно из основных предприятий, обеспечивающее экономическую стабильность Краснодарского края, ровесник края, и даже немного старше. В его истории отражено прошлое региона, и всей огромной страны. Решение о строительстве нефтепровода Грозный – Чёрное море Совет труда и обороны СССР принял 29 августа 1924г. В том же документе Туапсе был предварительно одобрен в […]

Туапсинский нефтеперерабатывающий завод – одно из основных предприятий, обеспечивающее экономическую стабильность Краснодарского края, ровесник края, и даже немного старше. В его истории отражено прошлое региона, и всей огромной страны.

Решение о строительстве нефтепровода Грозный – Чёрное море Совет труда и обороны СССР принял 29 августа 1924г. В том же документе Туапсе был предварительно одобрен в качестве одного из возможных экономически целесообразных путей будущей магистрали. 15 июня 1926г. проект был утвержден. Окончить строительство предполагали к 1 октября 1928г. В канун 11-й годовщины революции 7 ноября 1928г. строители осуществили первый пробный пуск нефтепровода.
1 мая 1927 года в Туапсе состоялся митинг, участники которого позже вспоминали, – и об этом писала в свое время наша (почти 100-летняя!) газета – что весь город пришел поддержать строительство нового завода. Ввиду чрезвычайной государственной важности проекта в распоряжение строителей были переданы огромные по тем временам ресурсы: 14 паровозов с 275 платформами, 17 грузовых машин и 32 трактора. Использовалось несколько паровых экскаваторов, камнедробилок и бетономешалок, специальные устройства для прокладки траншей. В то же время, широко применялся ручной труд. Помимо наёмной рабочей силы на прокладку магистрали направили свыше 4 тысяч красноармейцев.
К октябрю 1928 г. была завершено строительство производственной базы. К весне 1929 г. строительство первой очереди завода было в основном завершено. К началу работ были подготовлены кубовая установка и ТЭЦ. После проведенной пусконаладки 1 мая 1929 г. состоялся торжественный пуск завода, приуроченный по традиции тех лет к пролетарскому празднику солидарности трудящихся.

В течение первых месяцев работы завод производил до 140 тыс. тонн нефтепродуктов. Через полгода после пуска установки первичной переработки нефти в Туапсе в октябре 1929 г. был объявлен конкурс на лучший проект её модернизации. За счёт целого ряда оригинальных технических решений удалось увеличить мощность до 3,5 тыс. тонн в сутки.

Атмосферные трубчатки стали следующим в сравнении с кубовыми батареями поколением устройств для первичной переработки нефти, и были введены в строй в марте 1930 г., как конструктивно более совершенные. Перерабатывая до 1,0 тыс. тонн сырья в сутки каждая, они обеспечивали выход бензина порядка 40%. Первая установка работала на грозненской, вторая – на майкопской нефти. За первые три года на заводе смогли собственными силами увеличить выход нефтепродуктов с 2 до 2,4 тыс. т в сутки, что было весомым достижением. В течение первой половины десятилетия изначальная технологическая схема установок была изменена почти наполовину с целью увеличения глубины переработки.

Начиная с 1931 г. продукция Туапсинского НПЗ отправлялась на экспорт. В числе крупнейших потребителей туапсинских нефтепродуктов была Испания, позже, на рубеже 1940-х гг. – Германия, закупавшая, прежде всего, авиационный бензин Б-70.

История завода – история города

До начала строительства нефтепровода Туапсе был небольшим поселком у моря. Но географическое положение города, особенности рельефа местности, логика промышленного развития Черноморского побережья в XVIII – XIX веках – всё это предопределило его превращение в важнейший промышленный и транспортный узел региона, заметный центр отечественной нефтяной отрасли.

В 1916 году посёлок Туапсе получил статус города. Начатое в 1892 г. строительство шоссе Новороссийск-Сухуми позволило уже в первые годы ХХ в. связать город с основными населёнными пунктами побережья. Стремительно развивался порт: в декабре 1898 г. было окончено строительство первых сооружений Старого порта, в 1911 – 1917 гг. создан Новый порт. В период 1911 – 1914 гг. построена Армавиро-Туапсинская железная дорога. Таким образом, к началу Первой мировой войны Туапсе стал крупным промышленным центром региона. Здесь действовали коммерческий порт, железнодорожная станция, механический завод «Юрмез», первый в России завод по производству дубильных препаратов «Дубло», цементный завод «Молот», два кирпичных и ледоделательный завод, две механические мастерские, специализирующиеся на ремонте баржей, транспортеров, кранов, паровозное депо, железнодорожные мастерские. Привлечённые действующими и строящимися в городе объектами промышленности и транспорта, тёплым климатом, сюда со всей Российской Империи устремились рабочие. Население Туапсе в канун революции 1917 г. насчитывало порядка 25 тыс. человек.

 

Когда началась война…

75 лет назад началась Туапсинская оборонительная операция, шла подготовка к эвакуации предприятия. 24 октября 1941 года комитет Обороны принял решение об эвакуации завода в Туркмению. 25 июля 1942г. процесс отправки оборудования был завершён. Всего к этому моменту было вывезено 780 вагонов с технологическим и энергетическим оборудованием, насосами, арматурой, разобранными резервуарами, трубами, кабелем и огнеупорным кирпичом. Вместе с предприятием Туапсе покинули 180 работников завода с семьями. Для них начался долгий, тяжёлый путь в расположенный на восточном побережье Каспийского моря город Красноводск. Перемещение грузов к месту монтажа продолжалось вплоть до конца первого квартала 1943г.

На строительство завода в Туркмении были брошены все имеющиеся силы. По 12 часов, ежедневно, без выходных и праздников здесь трудились туапсинские специалисты, демобилизованные из армии осенью 1942 г. нефтяники и местные рабочие. В новых условиях людям приходилось очень нелегко. Хлебная норма составляла 800 граммов чёрного хлеба в день для рабочих и ИТР, по 400 – для служащих и иждивенцев.
Заводские объекты удалось смонтировать за 9 месяцев. Первая крекинг-установка обновлённого предприятия была запущена 3 июня 1943 г. Чуть позже заработала вторая установка глубокой переработки, в августе-сентябре – обе трубчатки.

Еще через 2 года война закончилась, и наступило время восстановления народного хозяйства. От идеи демонтажа и возвращения предприятия в Туапсе было решено отказаться: для страны были необходимы красноводские нефтепродукты. Так туапсинский нефтеперегонный завод положил начало нефтехимической отрасли Туркмении. Сегодня на берегах Каспия расположен огромный Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов, который производит различные виды топлива и широкий ассортимент продуктов нефтехимии.
На фронтах Великой Отечественной войны погибли 52 заводчанина.
История завода – история поколений

В разгар Курской битвы, знаменитой своими танковыми сражениями, туапсинские нефтяники отправили фронту первые составы с топливом. Это была тяжелая работа, которую делали сильные и мужественные люди на благо своей страны и будущих поколений. Всего с начала ввода в эксплуатацию, и до конца войны завод направил для нужд фронта и тыла страны 1448 эшелонов нефтепродуктов.

Вторая жизнь завода

Проект нового завода был утвержден 1 декабря 1947 г. Вторую жизнь на родной земле Туапсинский НПЗ начал в конце 40-х годов прошлого столетия. В апреле 1950 г. была введена в действие этило-смесительная установка, в марте 1951 г. – установка кислотно-щелочной очистки керосина. Важным днём в новейшей истории предприятия стало 14 сентября 1951 г., когда продукцию дала первая (правая) часть сдвоенной крекинг-установки. Осенью того же года заработала установка физической стабилизации бензина. 22 апреля 1952 г. введена в эксплуатацию левая крекинг-
установка. Окончательное восстановление довоенного производственного потенциала завершилось в марте 1953 г. пуском установки АТ-2. Ввод в действие предприятия позволил обеспечить нужды народного хозяйства СССР необходимыми нефтепродуктами: авиабензинами Б-70, Б-89, Б-92, тракторным керосином, дизтопливом, мазутом, пиролизным сырьём.

Факты истории

В 1947 г. (без учёта строителей) персонал предприятия насчитывал 85 рабочих, 23 инженерно-технических работника и 16 служащих, а также 20 человек обслуживающего персонала. К с 1950 г. численность персонала выросла вдвое. В состав предприятия входили смесительный и товарный цеха, лаборатория, отдел водоснабжения, ТЭЦ, цех КИП, электроремонтный цех и РМЦ. После войны более 40 % персонала составляли женщины. Собственного детского сада предприятие не имело до сентября 1950 г., когда городской отдел народного образования предоставил заводчанам необходимое здание и выделил персонал. Помещение было тесным и тёмным, но администрация НПЗ и работники старались сделать его уютнее, закупили бельё, инвентарь и игрушки. Часть овощей, выращенных в подшефных колхозах в Дефановском и Георгиевском, передавали в детсадовскую столовую. Прошедшим войну отцам и матерям очень хотелось, чтобы их дети увидели жизнь счастливой, город – цветущим, а завод – красивым и мощным.

От начала строительства – до наших дней

На протяжении всех лет своей работы завод успешно справлялся с заданиями правительства: объем переработки нефти соответствовал планам и составлял более миллиона тонн в год. В 80-х годах, в канун 50-летия завода работники заложили на память потомкам капсулу, которую вскрыли несколько дней назад во время празднования Дня работника нефтяной и газовой промышленности.

– Честно говоря, у меня сердце замирало, – признается ветеран НПЗ Эдуард Бурцев, один из участников памятной закладки. – Если бы мы знали тогда, какие перемены ждут страну, какие испытания выдержит завод… Но мы выстояли, и завод выстоял.

В 90-х завод был преобразован в акционерное общество. В 1999-м году началась реконструкция установки каталитического риформинга. С этого момента обновление производства не прекращалось. В целях обеспечения норм и стандартов производственной и промышленной безопасности на заводе ежегодно проходит модернизация мощностей и строительство новых объектов.

Современный период

С 2005 года «Роснефть» осуществляет коренную реконструкцию, а по сути – строительство нового Туапсинского нефтеперерабатывающего завода без остановки производства. Коренная реконструкция завода позволит увеличить глубину переработки до 98,5% и перейти на выпуск продукции, соответствующей экологическому классу «Евро-5».
После окончания строительства на Туапсинском НПЗ появятся сотни новых рабочих мест. Сегодня на предприятии трудятся более 1300 человек. Средний возраст работников составляет 41 год. Более 60% сотрудников имеют высшее образование.

Объем переработки завода за первое полугодие 2017 года составил около 5,5 млн. тонн. Надежность оборудования, используемого при строительстве объектов, подтверждена опытом крупнейших компаний мира, а новейшие технологии и Система противоаварийной автоматической защиты позволяют обеспечить безопасное и экологичное производство.
Продолжают развиваться системы промышленной безопасности Туапсинского НПЗ: в рамках масштабной модернизации производства все резервуары оборудованы специальными устройствами – понтонами, которые препятствуют испарению нефтепродукта. Все оборудование очистных сооружений, имеющее большие по площади поверхности, выполнено в закрытом контуре.

Помимо выполнения производственных планов, Туапсинский завод ПАО НК «Роснефть» является одним из крупнейших налогоплательщиков региона. Компания «Роснефть» поддерживает социальные учреждения города: на 2017 год запланирована благотворительная помощь в размере более 6 миллионов рублей, в том числе и учреждениям социальной сферы: школам, детским садам, а также общественным и спортивным организациям. На заводе активно работают с молодежью: уже 11 лет здесь реализуется программа «Школа – вуз – предприятие». В рамках программы ведется подготовка кадров, начиная с профильного обучения в старших классах школы вплоть до приема на работу и обучения профессиональным навыкам. Здесь уважают и чтут ветеранов, отдавая дань каждодневному тяжелому труду и мужеству тех, кто отдал многие годы, работая на благо родного предприятия.

Из поколения в поколение, без малого 90 лет, на Туапсинском заводе «Роснефти» люди трудятся целыми династиями. Завод следует корпоративным стандартам НК «Роснефть» и требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, являясь градообразующим предприятием, от эффективной работы которого зависит благополучие многих жителей города Туапсе и Туапсинского района.

25 мая 2022

В Туапсе на улице Карла Маркса заменят 24 метра подземного трубопровода

Жители центральной части города на время ремонта останутся без горячей воды.

“Этот участок трубопровода, длиной в 30 метров и диаметром в 426 мм, не менялся уже 30 лет, — рассказал Игорь Старостин, директор Туапсинского филиала ООО «Газпром Теплоэнерго Краснодар».

— Сейчас необходимо его заменить, чтобы обеспечить надежное обеспечение горячей водой потребителей.

Трубопровод заменят, а потом предприятие восстановит дорожное покрытие на этой части улицы. Работы по замене трубопровода завершатся в пятницу”.

В этот день: о чем писали “Туапсинские вести” 25 мая 1985 года

Знакомим читателей с архивом нашей газеты

“Первые в крае

В горах близ станицы Передовой Отрадненского района на краевом дельтадроме завершился V чемпионат Краснодарского края по дельтапланерному спорту.

В борьбе команд из семи городов края первое место и переходящий кубок завоевала команда нашего города. Честь Туапсе защищали судоремонтники И.Чапцев, Д. Кладов и А. Щербинин.

Второе место заняла команда города Сочи, третье – Краснодара. В личном зачете чемпионом края стал сочинец В.Арсенов. Всего одно очко проиграл ему наш Щербинин. На третьем месте перворазрядник И. Чапцев. Третий из туапсинцев – Кладов занял пятое место. Эта победа – большое достижение туапсинских дельтапланеристов, хотя и вполне заслуженная. Потому что именно наши спортсмены-энтузиасты первыми в крае начали осваивать дельтаплан. И вот дни напряженных тренировок принесли первые успехи.

Все они войдут в сборную команду, которая будет представлять Краснодарский край на чемпионате РСФСР по дельтапланеризму.

А. БУЛАВКИН”.

В Кущевском районе чиновника уволили из-за подложного диплома

В отношении муниципального служащего возбудили уголовное дело о приобретении и использовании заведомо поддельного официального документа.

Таков один из результатов проверки соблюдения служащими требований к поступлению и прохождению муниципальной службы. Проверку провела прокуратура Кущевского района.

В итоге, как сообщает Кубань24, главам 12 сельских поселений прокуратура внесла представления, к дисциплинарной ответственности привлекли 16 чиновников, 3 служащих перевели на нижестоящие должности. И, как уже говорилось, выявили один поддельный диплом о высшем образовании.

Росгвардия уничтожила 23 снаряда, найденных в Крымском, Павловском, Динском районах и Геленджике

О том, что боеприпасы времен Великой Отечественной войны до сих пор находят на Кубани — сообщили в пресс-службе ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю.

В частности, по информации СМИ, 81-мм и 82-мм минометные мины при строительстве дома нашел житель села Экономическое в Крымском районе. Взрывотехники обнаружили еще один 105-мм артиллерийский снаряд на соседнем участке.

В Геленджике ручная граната РГД-5 оказалась в завезенном на участок грунте. 76-мм артиллерийский снаряд нашли в поле около станицы Павловской.

«Все снаряды обезврежены с соблюдением мер безопасности», — заявили в Главном Управлении Росгвардии по Краснодарскому краю.

В Краснодара отремонтировали 186 электроподстанций — перед пиковыми летними нагрузками

Всего к лету в кубанской столице отремонтируют 487,5 км линий электропередачи и 214 подстанций, распределительных пунктов.

Как сообщает пресс-служба администрации региона, работы ведут по поручению губернатора Вениамина Кондратьева. Причём подготовка энергосистемы идет непрерывно на территории всего Краснодарского края.

Вице-губернатор Александр Трембицкий, курирующий отрасль, отметил, что с наступлением летней жары нагрузка на электросети вырастет в разы. Чтобы избежать отключений электричества, специалисты ремонтируют подстанции и линии напряжения.