Этот учебный год для туапсинской школы № 11 – юбилейный: десять лет назад в Туапсинском районе открылась школа, равных которой на тот момент, да и сегодня, не много даже на уровне края. Настоящая школа будущего. Уже пять лет она является Информационно-консультативным центром по реализации образовательных проектов издательства «Академкнига/Учебник», а с 2011 года – базовой школой дистанционного обучения детей-инвалидов.

Сегодня в Туапсинском районе работают три школы с дистанционным обучением – помимо школы № 11, эту работу проводят школа № 35 п. Новомихайловского и школа № 10 г. Туапсе. Но пять лет назад только новая школа в одном из живописных микрорайонов города была готова к такой форме образовательного процесса.

– В 2011-2012 учебном году 12 учеников – детей с ограниченными возможностями здоровья приступили к дистанционному обучению на базе нашей школы, – рассказывает директор школы № 11 Галина Васильевна Тарасенко. – Дистанционное обучение мы начали под эгидой министерства образования Краснодарского края. Нашими учениками стали ребята, которые не могут физически посещать школу. Причем обеспечение учеников оргтехникой, ее установка, обслуживание – совершенно бесплатны. Обучение ведется в режиме онлайн, а поэтому нашими учениками становятся не только ребята из Туапсе, но и из других населенных пунктов района.

Но дистанционное обучение – это далеко не только наличие компьютера и связи, это и особые требования к учителю.

– Сегодня у нас учатся шесть детей-инвалидов, – говорит руководитель Центра дистанционного образования школы № 11 Людмила Юрьевна Зиновьева. – Естественно, эти детки нуждаются в особом подходе. Но и учителю надо быть готовым к тому, что это – не совсем обычный школьник, не совсем обычный ребенок. Поэтому все педагоги нашего Центра прошли курс подготовки, постоянно повышают уровень профессиональной квалификации. И, конечно, одной из ключевых фигур в таком образовательном процессе является психолог, в консультациях и поддержке которого нуждаются и учителя, и ученики. Зачастую, только вот эти уроки в режиме онлайн являются главным контактом с внешним миром для учеников Центров дистанционного образования. Но для большинства из них в нашем крае созданы условия для продолжения образования. Те ребята, которым позволяет здоровье, так же дистанционно после девятого класса могут учиться в среднеспециальных образовательных учреждениях. Так двое наших выпускников учатся в строительном техникуме в Новороссийске. Есть аналогичные учреждения в Краснодаре. Есть у нас и такие ребята, которые, окончив 11 классов, продолжили учебу в высших образовательных учреждениях, есть среди наших выпускников студенты МГУ и Горного института в Санкт-Петербурге. Правда, если выпускник поступает на очную форму обучения, то компьютерное оборудование передается другим детям, нуждающимся в такой форме обучения. И, знаете, это не грустный, а, скорее, радостный момент – значит, состояние здоровья нашего ученика улучшилось, значит, нормально прошла и его социальная адаптация.

Интернет-ресурс – по максимуму

Возможности Центра дистанционного обучения в 11 школе используются разнопланово, в том числе и для проведения родительских собраний. Так организовывать обсуждение и учебного процесса, и успехов, и того, над чем нужно поработать – удобно и учителям, и родителям, и детям. Кстати, сами ребята очень болезненно воспринимают, когда к ним относятся снисходительно, сюсюкают с ними, жалеют. Они – просто дети, да, не совсем обычные, но – дети. Именно это и лежит в основе работы Центра дистанционного обучения.

(Асят Саидовна Коблева, учитель начальных классов ведет интернет-урок)

– Наш Центр сегодня имеет три направленности, – рассказывает директор школы № 11 Галина Тарасенко. – Первая – дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, причем это могут быть временные ограничения, например, длительный срок реабилитации после операций или других курсов лечения. Вторая направленность – работа с малокомплектными школами (в режиме видеосвязи мы проводим уроки и консультации для ребят из п. Горного, с. Индюк и других отдаленных населенных пунктов нашего района). Третье – работа с одаренными детьми. Знаете, мое личное мнение, и как показывает многолетний педагогический опыт, детки, которые имеют большой потенциал, таланты в разных областях науки, зачастую получают меньше внимания со стороны учителей. В этом есть и объективная составляющая – большая часть труда направлена на тех, кто не успевает, кто нарушает дисциплину или имеет какие-то другие проблемы в поведении или учебе. А отличники и хорошисты – что ж, они ребята ответственные, сами знают, что и как надо делать. По-моему, это не совсем правильный подход. Талант нуждается в развитии, в поддержке. Поэтому через Центр дистанционного образования наши одаренные ребята имеют доступ к работе лучших библиотек страны, они участвуют в различных интернет-конкурсах и предметных олимпиадах. Наши кураторы и издательства «Академкнига» проводят ежегодную проверку работы Центра, в том числе и просматривают материалы открытых видеоуроков по разным предметам с 1 по 11 классы.

А сегодня школа № 11 работает над новой инновацией. Школа стала первым образовательным учреждением в районе по активному применению электронных учебников в начальных классах. Эту работу ведет учитель начальных классов Светлана Валерьевна Калинина, у которой сегодня становится все больше сторонников. Даже с точки зрения сохранения здоровья школьника, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата – это серьезный шаг вперед. Родители учеников хорошо знают, сколько весит школьный рюкзачок, даже если в нем не все, а только половина учебников и тетрадей. Электронный носитель информации, естественно, гораздо облегчит во всех смыслах учебу.

10 лет детства

Этот учебный год для школы № 11 в Туапсе пройдет под таким девизом. Действительно, здесь созданы все условия для того, чтобы детство было по-настоящему счастливым для всех, чтобы школьные годы были чудесными и незабываемыми. И создание доступной среды – как раз таки не последний штрих к общей картине.

– Нам удалось создать не просто работоспособный и высокопрофессиональный коллектив, а союз единомышленников. Понимаете, это очень важно, чтобы каждый ощущал себя частью целого, понимал, что твой поступок, твоя работа – это общий поступок, общая работа, – говорит Галина Васильевна. – И распространяется это не только на педагогический коллектив, но и на учеников.

За десять лет в большую жизнь вышли из стен одиннадцатой школы 178 выпускников 11-классов, 13 из которых – медалисты, 585 выпускников 9-х классов, 39 из которых получили аттестаты с отличием. Но не меньшим, а, может, и большим достижением этой школы является то, что она стала вот таким окошком в мир, а, может, и целым миром для ребят с ограниченными возможностями здоровья, но неограниченным запасом силы воли, жажды жизни и знаний.

Доступная среда: от дома – до класса, от встречи – до дружбы!

То, через какие трудности, через какую боль и сомнения приходится проходить людям с ограниченными возможностями здоровья, по-настоящему могут прочувствовать не все. И дай Бог, чтобы как можно меньшим людям выпали такие испытания. Но научиться, если не чувствовать, то хотя бы понимать боль ближнего может и должен каждый человек. Если он настоящий человек. Особенно, когда речь идет о детях. Они так же хотят играть с друзьями, спорить, побеждать, а порой их желание гораздо скромнее – просто выйти за пределы стен своего дома и коснуться травы.

– Среди наших учеников есть и такие, которые в принципе не смогут побывать не только в школе, но даже во дворе своего дома, – говорит Галина Васильевна Тарасенко. – Тогда мы идем к ним. И не только через интернет-связь, но и просто – в гости. Вот вы спрашиваете, нужно ли как-то готовиться к тому, что в школу приходит учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья? В первую очередь нужно создать такие условия, чтобы ученик мог элементарно добраться до школы, до класса. У нас эти параметры доступной среды есть: даже остановочный комплекс у школы специально оборудован и для колясочников, и для слабовидящих, есть пандусы, есть специальные туалетные комнаты. Но ведь доступная среда не ограничивается только этим! По-настоящему она становится доступной, когда люди вокруг перестают шарахаться, неприлично разглядывать, когда относятся как к равным. И хочу сказать, что наши дети в этом отношении гораздо толерантней некоторых взрослых. В нашу школу перевелся ученик с ДЦП. Откровенно, мы очень переживали, как примут, как сложатся отношения в классе, тем более, что это уже была старшая ученическая параллель. Но парень настолько открытый, настолько искренне тянущийся к людям, к миру, что влился в коллектив сразу. Более того, одноклассники, узнав, что их товарищ не любит, когда ему постоянно предлагают помощь, когда подчеркивают его беспомощность, просто старались выбирать ритм жизни, к которому может приноровиться и он. И примеров таких я за эти десять в нашей школе лет могу привести много, а из всего своего педагогического и жизненного опыта – еще больше.