В декабре 2017 года исполнится 25 лет Акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт». Из более чем столетней истории порта четверть века предприятие работает в новом и современном формате. Что изменилось за эти годы, как акционирование повлияло на развитие порта и что в перспективе – об этом нам рассказывают сами портовики, те, кто стоял у истоков акционирования.

Сегодня наш собеседник — Сергей Шевцов, капитан-сменный механик судна АО «ТМТП» «Восток-194».

– Начну с того, что с портом у меня связана вся жизнь. С самого детства, ведь моя мама, Людмила Александровна, много лет проработала в Туапсинском порту. Конечно, я все здесь знал как свои пять пальцев, бегал сюда через проходную (тогда это можно было), на западном волноломе купался, на демонстрации 7 ноября и 1 мая ходил с мамой в колонне порта. Поэтому, когда решил поступать в Астраханское мореходное училище, направление дал мне порт. Тогда действовала такая «фишка» при поступлении – тем, у кого было направление, прибавлялся один дополнительный балл. И после окончания это предприятие должно было взять на работу. Я тогда, совсем молодой человек, о втором преимуществе и не думал, радовался дополнительному баллу и тому, что порт мне поверил.

– На кого вы решили учиться?
– Спасибо Дмитрию Александровичу Стоянову, директору портофлота (так тогда называлась служба управления флотом). Он дал мне направление учиться на судоводителя-механика. Я выучился, а вот когда закончил, очень оценил и второе преимущество – возможность работать в порту. Дело в том, что к тому времени (начало 90-х) в стране наступил настоящий кризис. Предприятия закрывались, работники везде сокращались, и в порт, работавший стабильно, уже было не устроиться. А меня взяли! Потому что учился я по направлению. И вот я только начал постигать азы профессии, как объявили приватизацию. Я отнесся к этому совершенно спокойно, потому что у молодых мысли совсем другие. Лишь бы был порт, и можно было работать. Сказали, значит, так надо. Особо не заморачивался.

– А что в тот момент было главным для вас?
– Я наслаждался работой. Мне было все интересно, ново. Сначала был мотористом-матросом на рейдовом катере, потом – на лоцманском. Уже на практике осваивал морское дело, как на палубе, так и в машинном отделении. Коллектив принял хорошо, молодежь не обижали, во многом помогали, относились по-отечески. Работал так – потому что хотел, мечта сбылась. И потом, мы все-таки доверяли руководству. Знали, что во главе предприятия стоят свои, портовики, люди, которые начинали с рабочих должностей.

– Вы, только пришедший в порт, получили акции?
– Да, и я, и мама. Мы, как и все, написали заявление. Нам выдали документ о том, сколько и каких у нас акций – и мы положили этот документ «в ящик» и забыли о нем. Каково же было удивление, когда в 1994 году получили дивиденды – по 10 тысяч на каждую акцию. Вот это да! Экономическая ситуация, переход расчетов на валюту поставили экономику порта в выгодное положение. И даже несмотря на то, что в силу международных факторов грузооборот немного снизился, порт сработал с миллиардными прибылями. Большая часть денег была вложена в производство и жилищное строительство. Именно потому, что к тому времени портовики уже успели акционироваться, они получили возможность распоряжаться прибылью, получать дивиденды. Это было здорово!

– История создания АО говорит о том, что этот период был недолгим…
– Да, порт привлек внимание более сильных и влиятельных бизнес-структур. А это и не удивительно: у нас уже было налаженное производство, крепкий коллектив, стабильная работа, прибыль, хорошие перспективы. Сейчас Туапсинский порт – в составе холдинга. По-прежнему крепкое и развивающееся предприятие. Считаю, что основы всего этого все-таки были заложены именно тогда, когда коллектив смог определить правильный вектор развития.

Последняя статистика: по итогам работы за 9 месяцев 2017 года грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» составил 10,6 миллиона тонн, что на полмиллиона тонн больше аналогичного периода прошлого года. Если говорить о социальных программах, то за те же 9 месяцев на отдых детей, на путевки, на помощь пенсионерам, многодетным матерям, оплату медицинских услуг направлено 34,8 миллиона рублей, это на 4 миллиона больше, чем за 9 месяцев прошлого года.