В декабре 2017 года исполняется 25 лет акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт». Из более чем столетней истории порта четверть века предприятие работает как акционерное общество. Мы дали слово в газете уже многим работникам порта, которые рассказали, как начиналось и шло акционирование, что это дало нашему ведущему предприятию.
Сегодня наш собеседник — работник производственно-перегрузочного комплекса, стивидор Андрей Тодорцев.
– Андрей Александрович, ваша фамилия в порту известная. Три поколения семьи Тодорцевых работали (и продолжают работать!) в Туапсинском порту. В нашем архиве хранится «Ленинский путь» от 1939 года с газетной заметкой о начальнике радиостанции мехмастерской пароходства «Совтанкер» Николае Тодорцеве.
– Дедушка и в годы войны, под бомбежками, работал в Туапсе. До пенсии трудился в Туапсинском порту. Мой отец, Александр Николаевич Тодорцев, пришел в порт после армии. А так как служил в радиотехнических войсках и заочно учился в техникуме электросвязи, то и работу в порту нашел тоже по линии связи. Всю жизнь на одном месте. Здесь же работала его сестра Светлана Николаевна, и жена – моя мама Валентина Артемовна. И моя сестра Татьяна Александровна с 1992 по 2004 годы.
– Но вы же известный в Туапсе и Краснодаре поэт, участвуете в сборниках, в альманахах, недавно новая книга вышла. Как вы попали в порт?
– Видимо, мне на роду было написано продолжать дело деда и отца, хотя я – чистый гуманитарий. После окончания школы я поступил на филологический заочно Позже, уже в новом веке, я закончил морской колледж в Ростове-на-Дону и получил еще профессиональное образование . Где работать, даже вопрос не стоял, тем более, здесь я успел до армии поработать. Кстати, это сыграло роль, и при акционировании имел право на акции. К приватизации, в принципе, относились нормально. Главный постулат: в новом времени будем и жить, и работать по-новому. И сами себе хозяева.
– Получилось?
– Поначалу — да. Потом нас выкупили, и самостоятельность закончилась. Но коллектив порта все эти годы продолжал работать и учиться жить в новых рыночных отношениях. Мы, кажется, научились…Должен сказать, что нынешние акционеры всерьез занимаются модернизацией кранового хозяйства порта. Это объяснимо: с плохой техникой, не отвечающей современным мировым требованиям, быстро и качественно погрузку не произведешь.И портовики постоянно повышают квалификацию. Заняться бы также серьезно еще и пополнением парка колесных автопогрузчиков…
– Сегодня и рабочий класс уже совсем другой…
– Согласен. Я работаю с докерами 25 лет, и скажу, что за это время из простых работяг они превратились в передовой слой рабочей технической интеллигенции. Во-первых, большинство понимает, что образование необходимо, потому что без него с такой современной сложной техникой не справиться. Во-вторых, многие пришли в профессию из моряков, уже имея высшее или среднее образование. В-третьих… все-таки 25 лет не прошли даром! Это были годы формирования не только предприятия новой формации, но и нового сознания у рабочего класса. Сколько было вопросов и даже претензий друг к другу, пока коллектив не выработал форму коллективного договора, пока все стороны не научились договариваться. Это тоже большой плюс.
– А вам лично с образованными продвинутыми докерами не сложно работать?
– Мне приятно работать с профессионалами, где бы они ни находились — на причале, в кабине автопогрузчика или в офисе. Я люблю свою работу, мне нравится загружать суда, отправлять грузы, встречаться с новыми людьми. Поэтому желаю, чтобы в порту было побольше профессионалов, и чтобы разные перемены, которые, конечно, еще будут в истории порта, не становились сильным потрясением для его коллектива, а были только во благо.