Туапсинские парусники взяли золото на Геленджикской регате! Новость сама по себе сенсационная, потому что парусное отделение у нас на весь район одно, в Новомихайловском, и открылось оно всего пять лет назад. И вот первое золото. Большой это или маленький срок от начала до победы? Как сказать…
– Приезжайте в выходные, – сказал нам по телефону тренер Константин Дубина. – Мы все субботы и воскресенья — в море.
Поднять паруса — это не из лексикона яхтсменов. Они говорят: вооружить яхту. За вооружением двух швертботов и двух «Оптимистов» мы и застали тренера Константина Дубину, Полину и Кристину Радько, Захара Иванова и Кирилла Максимова. Рядом был и папа девочек Александр Радько. С гордостью, он наблюдал за точными движениями Кристины. Это она принесла туапсинской команде золотую медаль на гонках. Сама же Кристина молчалива, глаз не поднимает. Щелкает карабинами, вяжет узлы, тащит парус, сначала укладывает его, потом вставляет мачту в стакан, снова тащит — уже к лодке, ставит вертикально, закрепляет. Тяжело.
– Нет, ни капельки, – она словно читает мои мысли.
– А что тяжело?
– Поверить, что ты можешь гонять не хуже других.
…Яхты они вооружили, а ветра, не было!
– Что сидим? – тренер улыбается. – Забыли, что пока нет ветра, мы отжимаемся, приседаем, накачиваемся? Давайте! В море сила требуется!
Напомним, парусное отделение в Новомихайловской спортивной школе №10 открылось пять лет назад. Первые полгода ребята занимались только теорией, выходили в море на парусниках «Орленка» (спасибо Центру!). А потом из районного бюджета выделили деньги, и у ребят появились две лодки – «Оптимист»). Через год еще два швертбота – «ЗУМ-8». Это парусники разных классов. И краевая школа парусного спорта подарила ДЮСШ еще одну лодку. Радости юных яхтсменов не было предела
– Парусный спорт – очень затратный, – говорит директор ДЮСШ №10 Наталья Томилина. – Кроме парусников разных видов надо обязательно, чтобы были еще и резиновые лодки с мотором для работы тренеров в море, и спасательные жилеты, и специальные приспособления для кантовки парусников из ангара. А поездки на соревнования? Машина с прицепом – обязательно, как без нее доехать в другой город на соревнования? Но несмотря на все сложности, район пошел на открытие парусного отделения, потому что жить у моря и не иметь возможности заниматься таким видом спорта – стыдно.
Правда, недавно, на одних соревнованиях ребята развернули свои паруса и загрустили. По сравнению с другими, новенькими и белоснежными, свои старые, к которым дома привыкли, вдруг показались такими серыми, потрепанными… А еще накануне на тренировке, как назло, у двух парусов порвались «окна» (прозрачные отверстия из специального материала, сквозь которые яхтсмен следит за гонкой). Пришлось папе Александру Радько в день соревнований мчаться на своей машине в Новороссийск в мастерскую, где шьют паруса, чтоб залатали.
– Кристинка тогда даже заплакала, – рассказывает Александр, – говорит: «Мне не победить..» А я ей: «Наоборот, докажи, что не в парусах дело!» Она, видимо, разозлилась и…
Конечно, дело в парусах! По большому счету все такие любители, как наши, ходят одинаково. И только от качества вооружения яхты, от парусов зависит, уйдешь ты на полминуты вперед или отстанешь.
– Если говорить о парусном спорте образно, то это как надеть костюм от Кардена, встать под холодный душ и начать рвать стодолларовые бумажки. И это не только яхты и паруса. А эти карабины, скобы, блочки, видите, их десятки, они летят, как скрепки. А надо брать обязательно нержавейку. И веревки рвутся как ленточки. А тут яхта потекла… Это все — упущенные секунды во время гонки. Вот мы прямо во время соревнований между гонками герметиком заклеивали…
Сегодня команда Туапсинского парусного спорта — это несколько человек. Конечно, в секцию принимают всех желающих. Сначала мальчишки и девчонки, увлеченные романтикой, готовы изучать, что такое шверт, рангоут, как идти в крутой бейдевинд и почему прямой ветер носит официальное название «противный». Но потом наступает такой момент, когда теории становится мало, и пару часов «покататься» мало. Парус начинает требовать тебя всего.
– И тут романтика отступает, – говорит тренер Константин Дубина. – Узлы ты должен научиться вязать до автоматизма. Чувствовать ветер. Не бояться окунуться в ледяную воду. И быть во время тренировки постоянно мокрым. Выработать в себе комплекс специфических ощущений («чувство лодки», «чувство дистанции», «чувство руля», динамический и глубинный глазомер и др.). А этого можно добиться, если не просто пробовать прокатиться вдоль берега, а часами мотаться на воде. Вот так и получается, что остаются самые выносливые, готовые на все.
Сам Константин родом из Луганской области. Во время событий на Украине переехал с семьей в Краснодарский край. Работает учителем физкультуры, потом ведет секцию по волейболу. А в выходные – парусный спорт. Парусом он занимался у себя дома.
– Представляете, – рассказывает Константин, – мы приезжаем с ребятами на Геленджикскую регату, и я встречаю своего тренера! Он тоже привез ребят. Мы, конечно, обнялись. Он говорит: «Посмотрю, посмотрю на твоих!» И тут Кристинка как выдала!
А что такое гонки под парусом, надо знать. Это не прогулка под ласковым солнцем и искрящимися брызгами. Это шесть дней по шесть часов непрерывной гонки.
– А в эту регату, – рассказывает Кристина, – такая волна была, такой ветер, что даже как-то не по себе стало вначале. А потом — пошло. Места распределяют по общему итогу всех шести дней. Только у парусников счет обратный — первый пришедший получает меньше всех очков, последний – самое большое количество. В итоге, чем меньше у тебя баллов, тем лучше. Я после первых двух дней набрала малое количество. Тогда и поняла — могу выиграть.
В той регате маститые яхтсмены стартовали рядом с юниорами. Одновременно шли зачеты по чемпионату России и по первенству Краснодарского края. Море одно, лодок — сотни. И юные, и взрослые, и опытные, и не очень — все неслись под одним ветром.
…А в понедельник чемпионка края сложила книжки и тетрадки в портфель и побежала в школу. Она учится в седьмом классе. Там никто и не знал о парусных страстях. Одноклассники только удивились — лицо обгорело, обветрилось. А потом она побежала в музыкальную школу, где и так пропустила два занятия. А вечером — в Центр детского творчества «Юность», она танцует в ансамбле «Санрайз». И так пролетает неделя. Это похоже на обратный отсчет на соревнованиях — чем меньше остается дней до выходных, тем радостней. И только обожжет мысль, как порыв соленого ветра: скоро суббота! Будет парус. И море. Хоть бы ветер не подвел!