11 марта 2019

Дом родной локомотивов, кузница героических династий

14 марта Туапсинскому локомотивному депо исполняется 105 лет. Его история тесно сплетается с историей Туапсе, а железнодорожные пути – с путями человеческих судеб. Локомотивное депо – важнейшая часть мощного транспортного узла Юга России, которым по праву считается наш город.

Железная дорога от Армавира до Туапсе с двумя ветками на Майкоп и станцию Лабинская протяженностью 275 верст была построена в неслыханно короткие для 20 века сроки: с 1909 по 1915 годы. Ведь она имела громадное значение для экономического роста всего Северного Кавказа. В 1914 году открылось и наше депо.

Операция на букву «Ы»

Говорят, что с этой буквы в русском языке не начинаются слова. А вот и нет! Есть слово на эту букву, причем оно и состоит из одной этой буквы Ы – так называлась целая серия паровозов, предназначенных специально для горных участков железной дороги. Их заказала Армавир-Туапсинская железная дорога у Коломенского завода. Эти паровозы-тяжеловозы составляли костяк подвижного состава вплоть до 30-х годов прошлого века. Позднее им на смену для пассажирских поездов придут паровозы серий « Су» и для грузовых – «Э».

Что собой представляло паровозное депо изначально? Длинный деревянный сарай со «стойлом» для двух паровозов. С первых дней работы депо к каждому паровозу прикреплялась отдельная бригада. Чтобы, как писалось в наставлении к обер-машинисту, «один и тот же машинист постоянно находился при одном и том же локомотиве, так как каждый из них имеет свои особенности в своих свойствах, и только при постоянном общении с локомотивом машинист знакомится с этим свойством и достигает верности в управлении». Имена первых машинистов – Петр Коняшкин, Николай Крук, Алексей Верижский, Георгий Ананьев, Константин Пахомов – помнят и сегодня.

Наш паровоз, вперед лети!

Революция, а затем гражданская война, интервенция отодвинули сроки пуска в эксплуатацию Черноморской железной дороги в 1917 году. Однако молодая Страна Советов, несмотря на разруху и царящий хаос, первым делом принялась за продолжение строительства: участок Туапсе – Сочи был пущен уже в 1923 году. А туапсинское депо восстанавливало и укрепляло свое главное богатство – подвижные составы. В 1927 году началось строительство нового депо, которое было построено за два года. Коллектив включается в движение первых пятилеток, участвует в соцсоревнованиях. Появляются первые передовики. Среди них машинисты-новаторы Аксенушкин, Слюнин, Пахомов, Коняшкин, Михайлов, Манерный, слесари-экипажники и котельщики Седлачек, Гаврилов, Панин, Куприянов и другие. О них, о работниках депо, газета «Красный тяговик» писала: «Паровозы ценят, как детей своих. Пусть сдача, пусть приемка, но паровоз, как куколку, и примут, и сдадут».

«Нет!» – сказали мы фашистам

В годы Великой Отечественной войны, в страшный период бомбежек, которым подвергся Туапсе, наши железнодорожники ежедневно, ежечасно совершали свой подвиг – везли составы с техникой, переправляли в госпитали раненых, привозили пополнение бойцов на передовую Туапсинской обороны.

Золотыми буквами вписан в историю депо подвиг женщин-железнодорожниц. Это и Нинель Михайлиди, и Ольга Федас, Лукьянова, Кубракова, Чухмарь, Завьялова, Тесленко. Они становились кочегарами и машинистами, ведя свои паровозы к общей Победе.

Настоящим героем, легендой туапсинского депо, стал Петр Рождественский, проработавший на предприятии более 60 лет.

Мы верим твердо в героев спорта

Туапсинское депо – это еще и славные страницы туапсинского спорта. Городки, шахматы, туризм, тяжелая атлетика – в этих и других видах спорта железнодорожники заявили о себе во весь голос.

Но поистине золотой в истории туапсинского спорта стала футбольная команда – клуб «Локомотив», начавший свой путь с команды «Железка» в 1936 году. Они бессменно держали титул чемпионов города, неоднократно становились чемпионами Черноморского поебережья, края. Полихрониди, Бутко, Гурьянов, Никандров, братья Канониди – эти и другие имена футболистов «Железки» для туапсинских мальчишек на долгие годы были именами кумиров.

Железные кадры

Туапсинское депо воспитало не одно поколение трудовых династий. Бескоровайные, Прибыльские, Каликиди, Ладыгины, Лобасовы, Скрипченковы, Юсовы, Евсеневы, Ларионовы, Закупневы, Федуновы, Капаевы, Караченцевы, Мельниченковы, Дементьевы, Нибо, Чаплыгины, Лесковы, Соболевы, Пантищенковы, Гринюки, Голушко, Завгородние, Ковалевы, Приходченковы, Зудниковы, Лобовы, Нестеренковы, Лопатины, Черемяновы, Погребняковы, Бусловы, Пигуновы, Кодатенковы, Серафимовичи, Плужниковы, Федасовы, Журавлевы, Васильченковы, Савицкие, Кащаевы, Усанковы – о каждой из этих железнодорожных фамилий можно писать целую книгу.

Сегодня Сервисное локомотивное депо Туапсе-Пассажирское входит в состав Филиала «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Железные дороги не зря называют артериями жизни. И Туапсинское депо – это тоже не просто предприятие. Вот уже 105 лет, это – родной дом локомотивов, кузница династий, хранитель героической истории и продолжатель лучших традиций.

Счастье работать в таком коллективе

Вместе с родным депо отмечает свой профессиональный юбилей и Александр Петрищев – в этом году исполнилось 35 лет, как железная дорога стала его судьбой.

В депо я пришел, отслужив в армии и имея красный диплом туапсинского ГПТУ-29, – рассказывает Александр Петрищев. – Начинал с помощника машиниста, отучившись на специальных курсах. Потом я перешел на работу в цех ремонта моторо-вагонных секций и тепловозов, где и работаю по сей день. Люди в нашем коллективе просто замечательные! С искренней теплотой вспоминаю я своих наставников, особенно старшего мастера цеха депо Александра Владимировича Киященко, который дал зеленый свет в профессию очень многим деповчанам. Замечательные люди трудились в разное время в депо: Евгений Мищенко, Михаил Веревкин, Владимир Гринюк, Виталий Азарный, работала здесь и моя тетя Раиса Жидкая. Депо стало частью нашей семьи, войдя в трудовую биографию и сына моего, и зятя.

Крепкий и дружный коллектив, любовь к своей работе начинается с руководителя: какой курс задаст капитан, так корабль и поплывет. У штурвала нашего депо стояли замечательные капитаны! Лично мне посчастливилось работать с такими руководителями как Юрий Николаевич Гетта, Владимир Тихонович Гринюк, Виталий Викторович Димитрюха, Илья Алексеевич Боклаг – каждый из них не просто мастер своего дела, а по-настоящему влюбленные в свое дело профессионалы! По ним и мы, деповчане, выстраиваем курс своей работы, по которому идут подвижные составы наших судеб. Я от всей души поздравляю железнодорожников, всех, кто работал и работает в депо, с нашим общим юбилеем! Здоровья всем и счастья!

Пусть счастливой звездой горит зеленый семафор!

Дорогие деповчане, ветераны, железнодорожники! Мы вступаем в исторический год – год 105-летия нашего локомотивного депо. Мы гордимся славной героической историей. Для каждого из нас депо – не просто место работы, где готовят железнодорожные составы к рейсам, а точка отсчета собственного жизненного пути.

Сегодня наше депо, в состав которого входят Сервисное отделение Белореченск и Сервисный участок Адлер, трудятся 220 человек. У многих за плечами –стаж в несколько десятков лет, есть и молодые кадры. Железная дорога во все времена играла и играет ведущую роль в развитии экономики. Сегодня идет ее активное обновление, внедряются передовые техника и технологии. На тех, кто трудится в депо, лежит колоссальная ответственность, чтобы железнодорожные составы были исправны, чтобы пассажиры вовремя, безопасно и с комфортом прибывали в пункты назначения.

От всей души поздравляю коллектив Туапсинского депо с юбилеем, а наш Туапсе, Туапсинский район, железнодорожников и пассажиров с исторической датой! Пусть все будут здоровы, и пусть все пути ведут к благополучию и счастью!

Анатолий Константинов, начальник Сервисного локомотивного депо Туапсе-Пассажирское Филиала «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис»

ОКСАНА СМЕЛАЯ

Фото: АННА БУРЛАКОВА

16 апреля 2024

Чем залечивать укусы насекомых

В идеале, на такие случаи у человека (тем более – страдающего аллергией) всегда должно быть под рукой свое антигистаминное средство. В виде таблеток или крема / спрея. Но если аптека далеко, а неприятные симптомы укуса нужно ликвидировать быстро – для этого есть ряд проверенных подручных средств.

Фото: westernipm.org

1) Спирт / водка

Водку можно наносить на место укуса в чистом виде, но только холодную. Спирт же лучше развести водой (1:1) – он слишком крепкий, возможны нежелательные аллергические реакции, и даже ожог.

Читать далее

Почему никогда не стоит лежать с ноутбуком

Об этом рассказывает врач-офтальмолог Арбина Адамян.

Все довольно просто. Работая лежа с ноутбуком на груди или животе, вы особенно сильно нагружаете мышцы шеи, позвоночники, а также глаза и сосуды головного мозга. Это работает и в отношении взрослых, и в отношении подрастающих детей, подчеркивает врач.

Это особенно актуально даже сейчас, когда эпоха ковида вроде бы миновала – но у многих уже мог сложиться именно такой, удаленный режим работы.

Читать далее
15 апреля 2024

В Черном море обнаружили новый простейший организм

Его назвали в честь братьев Стругацких и планируют использовать в микробиологической промышленности

Фото: admtuapse.ru

Открытие сделали новосибирские ученые Института цитологии и генетики сибирского отделения РАН. Ранее неизвестный науке микроорганизм обнаружили, изучая беспозвоночных, выловленных в Черном море. Находка относится к протистам и имеет ряд интересных свойств. Назвали его в честь писателей-фантастов братьев Стругацких - Thraustochytrium aureum ssp. strugatskii.

Как рассказал научный сотрудник Института Алексей Дорошков, организм имеет сложный жизненный цикл, а его «клетка» на некоторых стадиях содержит большое количество ядер. Использовать его можно, в частности, для получения сквалена - углеводорода природного происхождения. Он нужен для производства некоторых медпрепаратов и средств личной гигиены. Ранее его получали из печени акулы, но теперь синтезировать сквален будет проще.

Читать далее

В Тенгинке приглашают волонтеров для плетения маскировочных сетей

Еще один пункт по плетению открылся в сельской библиотеке

«Процесс изготовления масксетей требует особой подготовки: здесь имеет значение подбор узора, размер ленточек, техника плетения, – рассказали нам в администрации Тенгинского сельского поселения. – На линии фронта маскировочная сеть спасает сотни жизней наших бойцов. Многие люди хотели бы включиться в эту работу. Поэтому было решено открыть пункт плетения маскесетей на базе тенгинской библиотеки. Здесь детально объяснят, что и как нужно делать. Приглашаем присоединиться к этой нужной работе всех желающих – на счету буквально каждая пара рук».

Маскировочные сети выполняют на передовой сразу несколько функций. Самое главное, «закрывают» от разведчиков-беспилотников боевые позиции. Часты случаи, когда маскировочная сеть отбрасывает сброшенные гранаты или смягчает удар, не давая сработать.

Читать далее

Дебошира с молотком задержали в гостинице в Краснодарском крае

Неадекватный молодой человек угрожал постояльцам отеля в Белореченске

Фото: 29.rosguard.gov.ru

Сигнал «Тревога» сотрудники Росгвардии получили из гостиницы, расположенной на улице Аэродромной. Когда они прибыли на место, заметили автомобиль, отъезжавший от здания. После недолгой погони машину остановили, а водителя, который оказался тем самым дебоширом, задержали.

Выяснилось, что 23-летний житель Белореченска выбил в отеле входную дверь, с молотком в руках вошел в холл. Мужчина вел себя неадекватно, матерился, бил молотком по столу, отказывался уходить.

Читать далее