Свою роль в Победе над гитлеровской Германией сыграли и мотоциклы. К 1942 году их было в Красной Армии 7430 единиц. Чуть позднее пополнили ряды нашей мотокавалерии заокеанские «Харлей Дэвидсоны» и другие образцы мотоциклов союзников. Но все-таки основной груз и удар взяли на себя советские М-72 (решающую, можно сказать роль, в битве под Москвой сыграл 36 мотоциклетный полк, а в Сталинграде – 8 мотоциклетный полк) и трудяги ИЖи. Именно им была предоставлена честь участвовать и в знаменитом Параде Победы 1945 года.
Сегодня в туапсинском историко-краеведческом музее начинает работать выставка, посвященная мотоциклам военных лет ИЖ. Здесь можно многое узнать о редких образцах настоящих «железных коней» Победы.
Автор этой марки отечественных мотоциклов Петр Можаров создал основу машины по подобию германской техники, адаптировав к отечественному электрооборудованию. Специально с целью изучения зарубежного опыта он был командирован за границу, а весной 1929 года был готов первый образец тяжелого мотоцикла ИЖ-3. Производство этих мотоциклов на Ижевском машиностроительном заводе продолжалось с 1929 по 2008 год. А вот гениальный инженер-конструктор Можаров свое детище не увидел ни в боях, ни в победном триумфе – в марте 1934 года он покончил с собой, находясь в сочинском санатории ЦК ВКП (б). Остается только гадать, что толкнуло его на этот шаг. Возможно, все те же роковые для нашей страны и ее военной и творческой элиты тридцатые годы…
Оксана Смелая