Из древних источников известен факт: в 1518 году в Страсбурге на городской площади вдруг начала неистово плясать женщина.

Известно даже ее имя — фрау Троффеа. Она плясала, словно в бреду, без остановки. Кто-то проходил мимо, кто-то останавливался посмотреть.

Но вскоре зеваки стали присоединяться к танцующей. В основном это были женщины. Площадь стала заполняться танцующими. Несколько десятков горожан извивались в танце, даже не думая о музыкальном сопровождении.

Наступила ночь, танцы продолжались. Тогда власти решили прекратить это безумие и стали растаскивать людей с площади. Однако уже в других местах люди продолжали безумный танец.

Кого-то отправили в церковь, чтобы изгнать бесов. Но и там они танцевали. Хуже того, количество пляшущих росло.

Мгновение массового безумия запечатлел автор древней гравюры Гендрик Гондиус, на которой изображены три женщины, пораженные танцевальной чумой.

В итоге власти смирились с происходящим и даже привезли на площадь музыкантов. Не запрещая, а поощряя, власти думали, что прекратят безумные уличные танцы. Но не тут -то было. Вскоре площадь заполнили не менее 400 танцующих.

Некоторые стали умирать от сердечного приступа, от усталости. Но остальные участники «танцевальной чумы» не обращали на них никакого внимания.

Описанная «танцевальная чума» — лишь один из эпизодов странного помешательства людей. Судя по летописям, подобные массовые танцы до смерти происходили не раз в Средневековой Европе. Чаще – в Германии и Италии.

Современники пытались дать происходящему объяснение. Одной из гипотез было – поедание галлюциногенных грибов. Однако не все танцующие ели эти грибы.

Местные лекари того времени поставили людям диагноз «горячая кровь». Современники описывали, что страдающие танцевальной истерией, уставшие, травмированные, порой, окровавленные, не хотели танцевать и просили о помощи.

Не так уж далеки от истины русские сказки про волшебные гусли, которые могли заставить людей танцевать против их воли.

Джон Уоллер в статье «Время танцевать, время умирать» («A Time To Dance: A Time To Die», 2008) утверждает, что психоз бывает массовым, если люди «испытывают крайние психологические стрессы и верят в возможность одержимости духом».

Он также опроверг гипотезу отравления грибами, так как спорынья «обычно прекращает кровоснабжение конечностей, что затрудняет скоординированное движение».


Его же предположение было таким: люди в то время испытывали голод и болезни. Свирепствовала чума. Они свято верили, что помочь им может статуя святого Вита на площади. Они начинали культовый танец и впадали в транс – нервное, психическое расстройство. И это приводило к ужасному навязчивому танцу.

По мнению Уолтера, и с ним согласны многие, эпидемии истерических танцев развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.