В Туапсинском районе цыгане селятся в селах Красном, Кирпичном, Пригородном. Это закрытый народ, говорили нам, чужаков не пускают.

Фото: Анна Бурлакова

Но, оказалось, туапсинские цыгане, как все остальные туапсинцы, очень гостеприимны.

Типичная цыганская семья

«Туапсинские цыгане живут тут более полувека, если не раньше,- рассказ хозяйка Елизавета Сейтова. — Сами мы из под Геленджика. Нас у родителей было восемь детей. Потом старший брат из армии вернулся, забрал нас, сестер маленьких, и мы переехали в Кривенковское, он работал на железной дороге»

Глава семьи, Аслан Сейтов 25 лет проработал на СРЗ в доке маляром — оттуда и на пенсию вышел. Вместе с женой Елизаветой они уже больше 43 лет.

Пятеро детей, семеро внуков, а скоро и правнуки будут. Парни старшие в армии отслужили, работают. Дочка Мадонна, живет в Анапе, замужем, трое детей.

Кочевой жизни, а тем более — табора, туапсинские цыгане давно не помнят.

«Мы оседлые цыгане, живем, работаем. Парни в армии служат. Отец кузнецом был. А вот женщины — да, они по дому в основном. И девочки, как правило, не учились. Я сама два класса закончила — за маленькими смотрела».

Кстати, дочери хозяйки школу не закончили. А сыновья — выучились. По словам Елизаветы Григорьевны, сейчас многое меняется, девочки учатся -некоторые даже 9-й класс заканчивают, но это редкость.

Цыганская любовь

«Мы же нарушили цыганские традиции с Асланом -убежали.»
Ей было 16 лет, он только из армии вернулся -21 год. С родными приехал в Туапсинский район из Грузии. Там, в основном, цыгане мусульманской направленности. В России больше христиан. Так они сами себя называют. Хотя, религии как таковой не придерживаются — больше традиций и обычаев.

Мало того, что Аслан из рода мусульманских цыган, так они еще были и чужие здесь — их никто не знал. А для цыган родство и дружба -главный залог стабильности. Поэтому брат Лизы и думать не хотел о чужаке.

«А у нас такая любовь была, что мы друг без друга не могли. Конечно, я собралась тихонько и ушла с ним».

Теперь молодежь знакомится через интернет

По словам Елизаветы Сейтовой, раньше мальчиков и девочек сватали с детства. И не спрашивали про любовь. Родители порешили — и все. Сейчас уже все по-другому. Дети Елизаветы Григорьевны сами себе выбирали женихов и невест.

Сейчас цыгане в основном знакомятся на цыганских сайтах.

«Мой сын Виталик три года переписывался с девочкой, потом поехал в другой город, привез ее».

Традиционные блюда

«Едим, кто что любит. Мы с мужем любим борщи -и зеленые щи, и красный борщ. А мужчины молодые любят котлеты, отбивные, жареную картошку, салаты разные. Всегда все пьют черный кофе, который варим»

Но есть одно блюдо, который цыгане готовят раз в году 13 января. Почему в этот день — Елизавета Григорьевна сказать не могла.

«Не знаю, не знаю, как оно называется. Мои родители так делали, их родители. И всегда так было».

Это похоже на курицу с пельменями. Национальное цыганское ритуальное блюдо.

Женская доля

Цыганская женщина, выйдя замуж и поселившись в доме мужа, утром должна встать обязательно раньше, чем встанет тесть. Она должна подняться, приготовить еду. Мужчины проснулись, поели, пошли по делам.

Цыганская женщина должна идти на полшага сзади мужа, никогда не переходить ему дорогу, выходя из автобуса -пропустить мужчин и пожилых.
А еще у нее должно быть много терпения. Мужу прощается многое. Разводы не приняты.

Нематериальная культура

Никогда не задумывались о том, почему нет цыганских музеев? У них не принято хранить вещи. Видимо еще с кочевых времен, вещам придавалось мало значения -они могли потеряться в пути, сломаться. Даже после смерти цыгана было принято сжигать его кибитку со всеми вещами.

Мы попросили показать фотографии семьи. Их не оказалось в доме. Зато язык свой цыгане сохраняют традиционно — передают его из поколения в поколение. Хотя дети не изучают его в школе, не пишут на нем и не читают книжек, они слышат его с детства и общаются на нем всю жизнь.