Их взяли в плен под Смоленском в первые месяцы вторжения Гитлеровских войск в СССР. Измученных и голодных военнопленных специально привезли в оккупированные Нидерланды, чтобы показать – вот, как выглядят советские солдаты "untermenschen", то есть «недочеловеки».
В группе военнопленных оказались все парни характерной азиатской внешности — остатки разгромленного Самаркандского эшелона – 101 человек. Их вели по улицам голландского Амерсфорта в августе 1941 года.
Солдаты были истощены, падали от усталости. Некоторых товарищи несли на руках. Толпа местных жителей наблюдала это зрелище, оно и было рассчитано на них. Пленные показывали умоляющими жестами, что хотят пить и есть. Кто-то из толпы старался передать хлеб солдатикам. Но нацисты, сопровождавшие колонну, выбивали еду из рук пленных. Голландцам объясняли, что советские «недочеловеки» не достойны еды и вообще жизни. Что голландцы должны поддержать немцев в их стремлении установить новые порядки на земле.
Пленных поместили в загоне для скота под открытым небом на всю осень и зиму, заставили выполнять тяжелую работу и практически не кормили. Их подготавливали к самому главному – созданию особого фильма, в котором «низшая раса» будет рвать друг друга на части из-за куска хлеба. Этот фильм должен был показать всему миру, что есть жалкие советские «untermenschen» и как прекрасна армия Третьего Рейха.
В назначенный день приехала съемочная группа. Говорят и сам Геббельс прикатил, чтобы лично контролировать ход съемок.
Выстроили в ряд нарядных немецких солдат. Сценарий был таков: подъезжает грузовик с хлебом, красивым жестом немецкий военнослужащий бросает хлеб пленным. Красноармейские «недочеловеки» начинают драться за кусок хлеба, убивая друг друга. Вот – налицо низшая раса, недостойная жизни на земле. «Благородные» немецкие солдаты разнимают дерущихся и раздают всем хлеб.
Однако все пошло не по сценарию, «кина» не вышло. Когда буханка хлеба летела в толпу изможденных военнопленных, мужчины проводили траекторию полета спокойным взглядом. И когда хлеб приземлился на землю, самый молодой узбек, почти мальчишка, подошел к хлебу, поднял его, поцеловал и передал самому старшему из военнопленных.
Узбеки сели в кружок по-восточному, старший стал отщипывать от буханки кусочек и передавать по цепочке остальным. Последний маленький кусочек, что остался у него в руках, он съел сам.
После провального плана узбеков расстреляли в лесу, а все факты, связанные с созданием фильма, постарались уничтожить.
О подвиге 101 узбека никто бы никогда не узнал. Но дотошный голландский журналист Ремко Рейдинг отыскал по крупице все документы, канувшие было в Лету, и восстановил события тех лет. Спасибо ему и его русской жене Ирине Чернобровиной.
Ремко Рейдинг является директором фонда «Советское поле славы», известным исследователем и писателем, награжден за свои заслуги рыцарским званием королевства Нидерланды и нагрудным знаком генерального штаба Минобороны РФ.
За кладбищем «Советское поле славы» в голландском городе Амерсфорт местные жители ухаживают до сих пор. А благодаря работе одиночек-энтузиастов сегодня стали известны шокирующие факты о людях, погребенных на нем. Здесь покоятся останки 865 солдат. Среди них и погибшие узбеки. Все останки перенесли из леса сюда. Имена восстановить, к сожалению, не удалось. Известно лишь два имени — Кадыров Хатам и Муратов Заир.
В прошлом году вышел на экраны фильм «101» в память о погибших узбеках. Его создали узбекские, российские и израильские кинематографисты. Весной голландцы зажигают 101 свечу в память обо всех погибших.