Каждый человек в жизни сталкивается с большими и малыми проблемами. Однако одни люди справляются даже с огромными стрессами, переживают их быстрее и легче, другие «истерят» даже из-за мелочей.
Нейробиолог Герхард Рот рассказал, что устойчивость человека к стрессу сейчас можно определять по анализу крови и слюны. А формируется стрессоустойчивость в первые годы жизни.
Герхард Рот является одним из ведущих нейробиологов Германии. Долгое время возглавлял Институт исследований мозга при Бременский университет.
Врач назвал три основных фактора, которые определяют нашу способность психики противостоять стрессам.
Основы психологической устойчивость во многом определены нашими генами, поясняет врач. Определенную роль играет влияние мозга будущей матери на мозг будущего ребенка.
Однако другой не менее сильный фактор – это чувство привязанности ребенка к родителям, а также к бабушкам, дедушкам, тетям, дядям, братьям и сестрам, даже к воспитанникам в детском саду. Ребенок должен ощущать себя желанным и любимым.
Чем сильнее были проблемы с привязанностью в первые годы жизни, тем сильнее влияет это на дальнейшую стрессоустойчивость во взрослой жизни. Иногда до такой степени, что требуется профессиональная помощь психолога.
Будущую маму надо оберегать от переживаний и страхов. Психологические переживания матери травмируют психику ребенка. Это потом влияет на всю его жизнь.
У родившегося малыша с травмированной психикой уже с первых дней жизни могут наблюдаться частый плачь, испуг по любому поводу. Во время подростковой жизни и во взрослом периоде все это трансформируется в тревожные расстройства, депрессию, фобии и так далее. Порой, уже трудно что-либо исправить.
Происходят физиологические изменения в мозге, например в гипоталамусе, в котором вырабатывается гормон окситоцин.
Ребенок рождается чересчур пассивным или гиперактивным, что зависит от чрезмерной или недостаточной выработки в центрах лимбической системы «движущегося» передатчика гормона дефомина.
Если близкие окружающие люди относятся к малышу с пренебрежением, проявляют жестокость, это пагубно отражается на психике ребенка.
Даже если мама в период беременности не испытывала стрессы, у нее родился психически здоровый ребенок, испортить его психику может неправильное воспитание и отношение. Ребенок вырастет не уверенным в себе, внутренний страх будет мешать ему быть счастливым и успешным в жизни.
Эти пренатальные повреждения психики трудно поддаются коррекции в будущем.
И наоборот, если близкие, в первую очередь мама и папа, проявят к ребенку заботу, внимание, любовь, то это может стабилизировать и даже повысить стрессоустойчивость у малыша, чья мама в период беременности страдала и переживала.
Однако, как подчеркнул врач, каждый человек индивидуален, есть исключения. Влияние оказывает окружающая обстановка, условия жизни, общее состояние здоровья.
С каждым надо проводить индивидуальную работу, чтобы убрать глубоко укоренившиеся страхи. Примерно в 30 процентах, как показывает практика, вполне удается помочь. Когда между психотерапевтом и пациентом устанавливается доверительная связь, лечение будет успешным. А результат – более позитивное отношение к жизни и умение справляться с психологическими ударами.