Большинство россиян по привычке до сих пор с гордостью причисляют себя к самой читающей в мире стране. Так ли это? читать дальше

Копия IMG_8414

Большинство россиян по привычке до сих пор с гордостью причисляют себя к самой читающей в мире стране. Так ли это? Сумели ли сохранить мы этот статус, доставшийся нам по наследству от советских времен? Год литературы – прекрасный повод поразмышлять об этом, а также о пользе и актуальности чтения.

[quote style=»boxed»]Даниэль Дефо («Робинзон Крузо»): Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще худшего, и никогда не ценим тех благ, какими обладаем, покуда не лишимся их.[/quote]

Сразу оговоримся, что критериев, определяющих самую читающую страну, много – это и количество продаж книг, и численность читателей библиотек, и наличие библиотек домашних. А недавно независимая группа социологов провела мониторинг «читаемости» по количеству часов в неделю, проведенных за чтением жителями разных стран, причем с учетом приоритетов литературных произведений.

И вот какая картина получилась. Десятое место в десятке самых читающих стран заняла Венгрия (6 час. 48 мин.). В Венгрии одна из самых развитых в Европе систем публичных библиотек. Привлечение к культуре чтения происходит в стране с самого юного возраста – детские библиотеки являются не только местами хранения книг, но и досуговыми центрами, которые посещают всей семьей.

Девятое и восьмое места делят Швеция и Франция (6 час.54 мин). Швеция подарила миру Астрид Линдгрен и Туве Янссона. Маленькие шведы с удовольствием читают истории про Карлсона, Пеппи Длинныйчулок и Муми-троллей. Большой популярностью пользуются книги об истории страны, особенно о периоде викингов. Ну, а французская литература, подарившая миру Флобера, Мольера, Бальзака, Мопассана, Пруста, вообще заслуживает отдельных слов. Однако современные французы активно читают современную литературу. Те же, кто отдает предпочтение классике, в числе любимых книг часто называют произведения русских писателей – Толстого, Булгакова, Достоевского (тут, по-моему, нужно гордиться!).

Россия (7 час. 06 мин.) вышла на седьмое место. И успокаивает и вселяет надежду лишь то, что семь – число счастливое. Список любимых авторов российского читателя очень разношерстный. Согласно опросам, наши соотечественники одинаково любят Тургенева, Гоголя, Свифта, Дюма, Акунина, Лукьяненко, Сервантеса и Толстого (опять-таки, повод для гордости – мы не делим гениев на «своих» и «чужих»).

На шестом месте – Чехия (7 час. 24 мин.). Чехи очень активно популяризуют чтение среди детей – книги на чешском издаются очень красочные, часто с элементами игры. Самый популярный персонаж детской литературы – крот, он знаком россиянам по мультфильму «Как кроту штанишки сшили». Взрослые чехи предпочитают книги Я. Гашека, Толкина, С. Майер.

И вот тут Европа заканчивается. Вернее, передает эстафету азиатским странам. На пятое место по чтению выходит Египет (7 час. 30 мин.). Но! Абсолютное лидерство в стране принадлежит религиозной литературе. Художественные книги читает около 29% населения, еще 10% предпочитают политическую литературу, что объясняется нестабильной ситуацией в регионе. И события последних лет в общем-то наглядно показывают, до чего «дочитались» потомки фараонов.

На четвертом месте Филиппины (7 час. 36 мин.) Маленькие филиппинцы с удовольствием читают национальные сказки. Повсеместное знание английского языка способствует широкому распространению англоязычной литературы в стране.

И вот самое интересное – тройка лидеров! «Бронзу» взял Китай (8 час.). Что же читают жители Поднебесной? В списке китайских бестселлеров – книги по истории КНР, сочинения Мао, а также художественные исторические романы о периоде XII-XVIII веков. Из числа переводных произведений в китайских книжных магазинах не залеживается биография Стива Джобса.

Второе место занял Таиланд (9 час. 24 мин.). Тайцы очень любят поэзию. В числе самых популярных авторов Ангкарн Калаянапонг, пишущий на современном языке, а также Наовоат Фонгпэйбун, чьи стихи напоминают традиционный стиль.

И, наконец, лидер самой читающей десятки – Индия (10 час. 42 мин.)!

Самая читающая страна в мире известна своей самобытной богатой литературой. Индийцы с удовольствием читают как на индийском, так и на английском языках. Кстати, в стране довольно популярно творчество Солженицына (что ж, тут мы, россияне, тоже можем гордиться).

Ну, как? Честно говоря, как-то не по себе. Даже учитывая нашу географическую площадь, как-то странно пропустить вперед тех же чехов или тайцев. Хотя, может, нам дальше бежать до библиотеки? Но факты – вещь упрямая, а следовательно, утешим себя тем, что есть к чему стремиться. Тем не менее, хочется разобраться, неужели компьютеры и комиксы вытеснили или, лучше сказать, искоренили в наших детях потребность в книге? Но, простите, а что произошло со взрослым населением, самыми прямыми наследниками некогда «самой читающей страны мира»? Давайте попробуем поразмышлять, а в помощь себе возьмем три риторических вопроса нашей же русской классики: «Кому на Руси жить хорошо? Кто виноват? Что делать?»

Кому на Руси жить хорошо?

…Как-то гость столицы из провинции остановился у памятника Пушкина на Тверской. «Красота! – восхищенно протянул провинциал. – И кто же это у нас такой?» Возмущенный прохожий не выдержал: «Как вы можете! Это же – Пушкин!» «А, тот, который «Му-му» написал?» – блеснул эрудицией гость. «Да что же это такое, что за невежество! «Му-му» Тургенев написал!» – продолжает ликбез москвич. А в ответ слышит: «Вот так всегда – как «Му-му» написать, так Тургенев, а памятник Пушкину ставят!»

А если приглядеться, то ведь вокруг нас очень много людей, которые не просто не знают, кто написал психологический триллер о злосчастном Герасиме и его несчастной собаке, но и даже не заморачиваются на этот счет! А зачем? Это не прибавит в кошельке тяжести, не наполнит холодильник, не оплатит счет за коммуналку! Впрочем, такие вот девственно невежественные люди не заморачиваются и по другим поводам, с понятием чести и достоинства у них тоже не все нормально – а где ж им было поучиться-то, книг-то мы не читаем! Вот и прут они напролом, довольствуясь комиксами и гамбургерами. И что самое страшное, достигают определенных вершин и уже диктуют нам свое убогое мировоззрение.

Теперь о читающих соотечественниках. Давайте посмотрим рейтинги самых популярных книг и авторов, проведенные такими издательствами, как «Труд» и «Комсомольская правда» и РИА Новости. Наиболее любимыми авторами, исходя из количества упоминаний в сети, по-прежнему и всегда остаются: Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Борис Акунин, Александр Бушков, Джоан Роулинг, Сергей Лукьяненко, Полина Дашкова и Оксана Робски. Между тем, в хит-листе интернет-магазина Amazon.com седьмой том «Гарри Поттера» уступил первое место роману «Дети Хурина», созданному из рукописей Джона Рональда Руэла Толкина его сыном Кристофером. Напомним: общий тираж трилогии Толкина «Властелин колец» оценивается в 150 миллионов экземпляров, а шесть романов Роулинг о мальчике-волшебнике изданы суммарным тиражом в 325 миллионов. Но существуют еще достаточно авторитетные периодические издания, у которых свой табель о рангах. По данным «Книжного обозрения», возглавляют список лидеров уже упомянутые Дмитрий Глуховский «Метро 2033» и Эдуард Багиров «Гастарбайтер». Далее следуют недавно экранизированный «Парфюмер» Патрика Зюскинда, «Мачо чужой мечты» Дарьи Донцовой, «Отель последней надежды» Татьяны Устиновой.

Все эти произведения объединяет явное преобладание вымысла над правдой. В 90 процентах случаев сюжет книг, занимающих верхние позиции в рейтингах, не имеет ничего общего с реальностью. В крайнем случае, отображает действительность, как в кривом зеркале.
Судя по всему, народные массы не настроены читать о том, что происходит в настоящем мире. И не удивительно: здесь, на Земле, холодно и неуютно. Здесь падают настоящие самолеты, взрываются смертоносные бомбы и проливается кровь, а не клюквенный сок. Рейтинг новостей зашкаливает, но после них хочется окунуться в сладкое и теплое болотце чтива, помогающего забыть о том, что где-то идет война или гибнут дети. Впрочем, и это мы уже проходили, вернее, мировая культура проходила – те же эстеты, то же «чистое искусство» уводили людей от страшной реальности. Но, к счастью, были и Хемингуэй, и Олдингтон, и Ремарк, были Булгаков и Бондарев, которые писали о том, что страшно, чтобы никогда не повторить этого.

Но если в современной Руси хорошо живется тем, кто страдает страусиным синдромом, кто легко (и, замечу, довольно неплохо!) живет без книг, самое время задать второй вечный вопрос:

Кто виноват?

Компьютеры тут ни причем – скажу сразу. Напротив, оперативность в добывании любой информации, казалось бы, должна вывести особую породу интеллектуалов! Вот перед тобой возможность найти и прочитать любую книгу, узнать все о ее авторе, познакомиться с мнениями о сюжете и образах и интересными мыслями! Но… Кто-то же должен хотя бы название этой книги подсказать, заинтересовать ею, так сказать, представить мотивацию, почему ее нужно прочесть. И тут мое мнение однозначно – первый опыт общения с книгой, прививку чтения ребенок должен получить в семье! Если родители читают, если в доме есть книги, ребенок будет читать!

Хотите пример? Пожалуйста. С момента рождения дочки взяла за правило – читать ей перед сном. Когда были на прогулке, читала ей стихи, под их ритм дети очень хорошо спят. Результат – в три с половиной года Маша знала наизусть пролог «Руслана и Людмилы», то есть «У Лукоморья дуб зеленый», и даже читала его с удовольствием на разных праздниках. Интересный факт. Читая вслух сказки, видишь реакцию ребенка на сюжет и героев. Читаем «Кота в сапогах». Доходим до места, когда хвостатый плут говорит королю, что луга и поля принадлежат его хозяину маркизу Карабасу. И вдруг дочка перебивает чтение возмущенным криком: «Мама, но он же врет!» Вот вам и прекрасный повод поговорить и о художественном вымысле, и о вранье как таковом.

Вторая, закрепляющая доза вакцины культуры и чтения, делается в школе. И учитель должен сам не просто говорить о пользе чтения, но любить читать, создавать атмосферу, располагающую к чтению. Сегодня к услугам преподавателя все инновационные технологии. А вот у меня навсегда остались в памяти уроки литературы Галины Абрамовны Кириченко. Главы «Евгения Онегина» читались при свечах, мерцающих в старинном подсвечнике, а класс был увешан рисунками в пушкинском стиле, выполненными на белом ватмане. Рассказы Чехова мы разыгрывали в виде сценок, примеряя на себя роли его персонажей. То есть мы были в теме. А, следовательно, умея читать и думать, сочинения писали на раз – два – три даже закоренелые троечники, причем за раскрытие темы у них было «отлично».

Ну, и наконец, общество. Вот скажите откровенно, когда вы в последний раз обсуждали с друзьями, с коллегами книгу? Вообще, что и когда читали в последний раз? Судя по седьмому месту, которое занимает наша страна в списке самых читающих, в процесс чтения включаемся нечасто.

Что делать?

Чтение и речь, язык и культура неразрывно связаны. Они формируют самосознание нации и уровень развития страны. И Год литературы в России объявлен был не вдруг и не зря.

Еще год назад в рамках Российского литературного собрания Президент РФ Владимир Путин наметил тенденцию работы по популяризации чтения: «Даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться. Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал». И первые шаги в этом направлении были сделаны в 2014 году, который объявлен Годом культуры. Особое внимание было уделено русской словесности, впервые была вручена премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. «Сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире, – призвал Президент. – При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона. И, конечно же, важно сконцентрировать усилия на решении важнейших проблем литературной сферы».

PS

«Дорогой, а будешь ли ты любить меня так же страстно, как Ромео Джульетту?», – томно спрашивает юная красавица своего жениха. «Не знаю, не читал», – хмуро бросает тот. «А ревновать, как Отелло Дездемону?» – не унимается барышня. «Не знаю, не читал», – уже с раздражением отвечает парень. «А что же ты читал, дорогой?» – интересуется девушка. «Я читал «Му-му» – слышится зловещий ответ. И девушка замолкает.

Мы еще вернемся к разговору о пользе и необходимости книг и чтения, ведь впереди – целый Год литературы! Понятно и то, что насильно сразу всех за книги не усадить, да и не нужно это. Но все-таки обидно, что титул самых читающих, данный нам в наследство, мы так и не удержали.

(на заглавном фото: библиотекарь главной библиотеки города, нашей «Пушкинки» Галина Дегтярева)

 

Самый естественный вопрос в три часа ночи

Копия Операция Ы

Операция «Ы»

– Вы должны были привлечь ее внимание простым естественным вопросом. А вы что спросили?
– Как пройти в библиотеку?
– В три часа ночи?! Идиот!

Этот диалог Труса с директором базы из гайдаевской «Операции «Ы» (1965 г.) знают, наверное, все. Но самое интересное, что в далекие 60-е годы, во времена физиков-лириков, действительно можно было спросить любого даже глубокой ночью адрес библиотеки и получить ответ! Кстати, московская «Ленинка» работала круглосуточно.

 

Экспресс-опрос: за что Герасим утопил «своё Му-му»?

Читательскую грамотность туапсинцев решили проверить и мы. Вышли на улицу Галины Петровой и обратились к прохожим с одним единственным провокационным вопросом: «Вы читали повесть Чернышевского «Му-му»?

Петр, 17 лет, студент:
– Разве Чернышевский написал «Му-му»? По-моему, Пушкин. А, кстати, кто такой Чернышевский?

Лера, 7-й класс, школа № 5:
– Конечно, читала. Там про собачку. Жалко, что ее утопили.

Ирина, 41 год, предприниматель:
– Читала, в детстве. Там еще про Герасима, его собаку и злую барыню. Я вообще-то триллеры люблю читать.

Микаэль и Марсель, 13 лет, гимназия № 1:
– Вы что! «Му-му» написал Тургенев! Очень жалобная история, грустная.

Вячеслав, 54 года, рабочий:
– Читал, но давно, в школе. Стараюсь читать что-нибудь легкое, отвлеченное.

Екатерина Васильевна, 77 лет, пенсионерка:
– Деточка, «Му-му» Тургенев написал, вы что-то путаете. А Чернышевский – автор романа «Что делать?» Жаль, зрение не позволяет сейчас мне читать так же много, как раньше. Да и современные книги что-то не очень нравятся – как будто не про нас. Но вот классику русскую люблю и стараюсь перечитывать.