Categories: Новости

Медаль «За взятие Кёнигсберга»

Мы продолжаем серию публикаций о наградах, которые получали советские военнослужащие в годы Великой Отечественной войны. Сегодня рассказ еще об одной медали – «За взятие Кёнигсберга».

Медаль «За взятие Кёнигсберга» учреждена Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1945 года.
Кёнигсбергская операция длилась с 6 по 10 апреля 1945 года и, как говорят сами немцы, выиграна не числом, а умением. Старинная крепость имела три рубежа мощнейшей обороны, тем не менее за четыре дня Кенигсберг пал. Медалью «За взятие Кёнигсберга» награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД – непосредственные участники героического штурма и взятия города-крепости, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города. Это единственная медаль, учреждённая не в связи со взятием или освобождением столицы, а в награду за взятие города-крепости.
Изготовляется из латуни и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм.

На лицевой стороне медали: в центре надпись «ЗА ВЗЯТИЕ КЁНИГСБЕРГА», вверху над надписью пятиконечная звёздочка с расходящимися лучами, а внизу лавровая веточка. Лицевая сторона медали окаймлена бортиком.

Медаль «За взятие Кёнигсберга» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За взятие Будапешта».

На конец 90-х медалью «За взятие Кёнигсберга» награждено было около 760 000 человек.

Цитадель пала, а мы пошли на Берлин…

Бронислава Скрипченко – одна их 760 тысяч человек, награжденная медалью за взятие Кенигсберга. В 1941 году она как раз закончила школу, а в августе уже уехала на фронт в «женском» эшелоне. Это отправляли подготовленных санинструкторов в войска. Пережила и окружение в Клину(прорвались), и лютые морозы под Москвой, и страшные бомбежки госпиталей в Белоруссии, и немецкий плен (бежала с подружкой). Домой даже пришло извещение «пропала без вести», а она вышла к своим. Вот потом был Кенигсберг – эта страшная, неприступная цитадель.

– Если военными историками озвучена цифра, что за четыре дня штурма убито 3700 наших бойцов, – говорит Бронислава Ивановна, – то можете представить, что раненых было в три раза больше. Эти четыре дня боев мне не забыть никогда…

Published by
Светлана Светлова