Categories: Новости

«После бомбежки казалось, что не осталось никого живого…»

В проекте «Солдаты Победы Туапсинского порта», посвященном 70-летию Великой Победы, самому светлому и дорогому празднику нашего Отечества – наш рассказ сегодня о Юлии Александровне Николаевой – первой женщине-радиомеханике в истории порта.

Юля, самая старшая в многодетной семье Мануйловых, встретила войну 14-летней школьницей. Отца почти сразу мобилизовали, а мама вскоре родила шестого ребёнка. У Юли появился младший брат Валя, о котором глава их большого семейства успел узнать из письма на фронт. А потом была казенная бумага с расплывающимися строчками: «в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит…»

Аэродром

Трудовую биографию Юля начала в туапсинской типографии «Ударник», куда пришла ученицей по комсомольской путевке. Там же стала мастером переплётного цеха.

– До сих пор с грустью вспоминаю наших ребят, – говорит Юлия Александровна. – В 42-м все типографские парни ушли на фронт, и ни один не вернулся…

В том же 1942 году в 12 километрах от Туапсе в долине реки Агой было решено построить военный аэродром для советских истребителей, защищавших Туапсе от гитлеровских бомбардировщиков.

Был издан соответствующий приказ, которым, по законам военного времени, на строительство привлекались жители города Туапсе и трех близлежащих районов.

– Строили практически вручную и в основном женщины, – вспоминает Юлия Александровна. – Мы корчевали лес, выкапывали тысячи кубометров грунта, таскали носилками землю, делали насыпи. И при этом нас постоянно бомбили. Команда «Тревога!» – и мы прыгали в только что вырытые траншеи, наполненные водой… «Отбой!» – и мне, девчонке, казалось, что никто уже не встанет, что вокруг не осталось ни одного живого человека… Но люди, все, кто уцелел, поднимались, и… работа продолжалась.

Туапсинцы сделали невозможное: аэродром был готов уже к лету, отсюда садились и взлетали наши самолеты, внесшие немалый вклад и в оборону Туапсе, и в освобождение всей Кубани.

Радиомеханик в юбке

Потом была работа телефонисткой на Туапсинской военно-морской базе, а после ее расформирования, в 1944 году, Юля, пройдя курсы, пришла работать в порт радиомехаником.

– Мужчины поначалу приняли меня настороженно, мол, что это тут за радиомеханик в юбке!? – вспоминает Юлия Александровна. – Я решила доказать, чего стою – изучила все передатчики, перелопатила горы литературы. Поняла, что победила, когда мой начальник Юрий Дмитриевич Преображенский, преподававший еще и в метеотехникуме, привел студентов и попросил меня провести экскурсию по радиоузлу. Меня!

Сначала я не на шутку испугалась, а потом взяла себя в руки и давай рассказывать про режимы работы выходных каскадов… После экскурсии Юрий Дмитриевич сказал: «Тебе преподавать можно!» Вот так я и стала первой женщиной-радиомехаником в истории нашего порта.

В порту Юлия Николаева встретила и большую Победу – известие о разгроме и капитуляции фашистской Германии.

Город, знакомый до слез

Война закончилась, но ответственность, которую она взвалила на хрупкие плечи девушки, оставшейся чуть ли не единственной кормилицей в семье, никуда не делась. И Юля махнула на Курилы, где, как и во всей стране, работали много, а жили трудно, да еще климат суровый…

Там, на островах, отделяющих Охотское море от Тихого океана, работая на радиоузле, познакомилась она со своим будущим мужем, фронтовиком Григорием Николаевым.

– А знаете, как Гриша мне предложение сделал? – вдруг спрашивает Юлия Александровна. – Сказал, что с материка приехала важная комиссия и придет на радиоузел с проверкой, поэтому мне нужно нарядно одеться и обязательно иметь при себе паспорт. Я, конечно, все выполнила, но вместо комиссии пришла какая-то дама и стала вопросы задавать. Я поняла, что происходит, только когда дама спросила меня: «Вы какую фамилию будете носить – свою или мужа?», – смеется Юлия Александровна.

В 1950 году Николаевы вернулись в Туапсе. И Юлия Александровна, конечно, пришла в родной порт, но уже вместе с супругом. Порт стал для Николаевых вторым домом, они проработали здесь больше 30 лет, а прожили в любви и согласии почти 50.

Григория Ивановича уже не стало… Но есть две замечательные дочери Ольга и Татьяна. Ольга вслед за матерью тоже пришла в порт и проработала в нем целых 26 лет. Не успели оглянуться, как выросли трое внуков и один правнук, который на днях вернулся из армии.

…Юлия Александровна любит смотреть из окна своего дома на море. Оно напоминает море прожитой ею жизни – иногда суровой и горькой, но все-таки прекрасной и удивительной.

Published by
Валерия Владимирова