Categories: Новости

Народные мстители

В проекте «Солдаты Победы Туапсинского порта», посвященном 70-летию Великой Победы, наш рассказ сегодня об Алексее Афанасьевиче Броке, бывшем партизане и пулеметчике.

Уже к концу 1941 года в белорусских лесах в рядах партизан сражались 12 тысяч человек, а всего за время войны их насчитывалось почти 400 тысяч. Это действительно был фронт в тылу врага. И на этом фронте против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок, юношей и девушек – 75 тысяч бойцов.

В 15 лет рядовым солдатом этой невидимой, но наносившей врагу серьезный урон армии, стал Алеша Брок, принявший партизанскую присягу.

– В том, что я, сельский мальчишка, на свой страх и риск ушел в партизаны, взял в руки оружие и делал все, от меня зависящее, чтобы изгнать захватчиков, нет ничего удивительного, – размышляет Алексей Афанасьевич. – Ведь тогда вся Белоруссия была одним большим партизанским отрядом. В народные мстители шли и стар и млад – это был народный порыв. Вот только многие из них никогда не вернулись домой!

Прорыв

В июне 1944 года партизанское соединение, в котором сражался Алексей, находилось в районе озера Палик Минской области, когда, неся все более ощутимые потери, немецкое командование бросило «против банд в тыловой области» крупные силы, включая 36-ю гренадерскую дивизию СС «Дирлевангер» – печально известное карательное подразделение.

– Ох, и лютовали тогда фашисты, – вспоминает Алексей Афанасьевич. – Нас постоянно бомбили с воздуха и обстреливали со всех сторон, стараясь замкнуть кольцо окружения. Страшный огонь! Берега у озера низкие, топкие, заболоченные, а начало лета в Белоруссии – холодное и дождливое, укрыться негде, костер не развести, и день и ночь – бой. Если есть на свете ад, то я его уже видел!
Тяжелые бои в окружении шли почти три недели, заканчивались боеприпасы и еда.

– Запасы растягивали, как могли, надеялись, что хватит еды хоть на время, – рассказывает Алексей Афанасьевич, – но из-за дождей она вся пропала.Для нас это стало настоящей трагедией.

23 июня 1944 года… Эту дату Алексей Брок запомнил на всю жизнь. Много позже он узнает, что именно в этот день Советская армия начала операцию «Багратион» – наступление, ставшее крупнейшей военной операцией за всю историю человечества.
А тогда к отчаявшимся и потерявшим всякую надежду на спасение партизанам вернулись разведчики с докладом, что немцев в округе нет. Потом уже к озеру Палик прорвалась советская 35-я танковая бригада.

Строчит пулеметчик…

Война продолжалась, и бывшего партизана Алексея Брока из леса прямиком направили в военкомат, а оттуда после обучения в запасном полку, пулеметчиком в Восточную Пруссию, где шли жестокие бои.

– Последний для меня бой закончился 17 ноября 1944 года, – вспоминает Алексей Афанасьевич. – Где-то рядом разорвалась одна мина, вторая…Третья, совсем маленькая, пущенная из 50-миллиметрового миномета, разорвала мышцы ног. Сгоряча боли не было, было много крови…

Ранение оказалось серьезным, пришлось сменить не один госпиталь, и Победу Алексей Брок встретил на больничной койке.

Династия

В Туапсе Алексей Брок с семьей приехал в 1959 году, пошел работать в порт и проработал в нем докером больше 20 лет.
За это время у Алексея Афанасьевича с супругой Валентиной Матвеевной выросли дети – сын Владимир и дочь Наталья. Владимир закончил Кубанский госуниверситет, стал историком, преподавал в школе, а в 1982 году тоже пришел в порт.

– Не пришел, а вернулся – уточняет Владимир Алексеевич. – В порту прошло все мое детство. Мальчишкой встречал отца со смены на проходной и мечтал работать здесь, рядом с морем. Прошли годы, и я принял от отца эстафету, продолжил трудовую династию.
Сегодня Владимир Алексеевич сам уже на пенсии, возглавляет совет ветеранов предприятия и много сил и времени посвящает музею порта, одним из самых символичных экспонатов которого являются фотографии портовиков-фронтовиков. Среди них – и фото его отца Алексея Афанасьевича Брока…

Published by
Валерия Владимирова