Categories: Новости

Война без линии фронта

В проекте «Солдаты Победы Туапсинского порта», посвященном 70-летию Великой Победы, наш рассказ сегодня о Викторе Ивановиче Гусакове, сражавшемся с бандеровцами на Западной Украине.

Ненависть

17-летнего армавирца Витю Гусакова призвали в армию в 1944 году, что называется, со школьной скамьи, и вместе с другими новобранцами отправили в Западную Украину во Львов, где зверствовали украинские националисты.

– Город только-только был освобожден нашей армией, немцы отступали, – рассказывает Виктор Иванович.- Но перед бегством с территории Западной Украины немецкие войска оставили много оружия действовавшим в этом районе отрядам Украинской повстанческой армии, как они себя называли, а по-нашему, бандеровцам.

Основной целью бандеровцев было уничтожение всех и вся, кто не имел отношения к Украине. На момент наступления советских войск в Украинской повстанческой армии (УПА) насчитывалось примерно 50 тысяч бойцов, не считая сочувствующих движению и поддерживающих его идеи.

Это была жестокая сила (многие люди до сих пор помнят, как националисты не просто убивали свои жертвы, они отрубали им руки, ноги, головы, отрезали уши, нос, груди, выкалывали глаза, вешали и душили, живых бросали в колодцы, проруби, засыпали землей), не считаться с которой было нельзя. Именно в боях с бандеровцами погиб знаменитый советский командующий, генерал Ватутин.

Лесные волки

– Красная Армия ушла дальше на Запад, а наш полк оставили для охраны тыла фронта и борьбы с бандеровцами,– вспоминает Виктор Иванович. – Это было время кровавых схваток с бандитами. Они грабили и убивали местное население, нападали на наши воинские колонны, жгли магазины, взрывали эшелоны на железных дорогах, расклеивали повсюду листовки с угрозами, чтобы люди не вступали в Советскую армию.

Бандитская активность достигла своего апогея к осени 1944 года. Советская власть заканчивалась в районных центрах, а в сотнях сел, особенно в горной и лесной местности, хозяевами были бандеровцы.

– Бороться с ними было непросто, – говорит Виктор Иванович. – У них везде были свои глаза и уши – наблюдатели, разведчики, информаторы, пособники. Во время боевых операций нас встречала целая система из заранее подготовленных окопов, блиндажей, завалов, замаскированных бункеров с системой отопления и водопроводом. Некоторые бункеры размером в глубь были с трехэтажный дом! Окружаем лес, в руки – железный стержень, и давай тыкать в землю, пока не наткнемся на схрон, а тогда уже – по обстановке, но чаще гранатами работали, конечно.

В львовских лесах Виктор Иванович встретил Великую Победу, но для него война без линии фронта продолжалась еще целый год.

Море и порт

В 1946 году Виктора Гусакова демобилизовали. Из Западной Украины на Кубань он приехал в новеньких офицерских погонах и с молодой женой Ниной.

– Море меня манило всегда, – признается Виктор Иванович. – И, в конце концов, оно ответило мне взаимностью: ходил я и в Арктику, и в Азию, и в Европу – повидал мир.

В начале 70-х Виктор Иванович бросил якорь в Туапсе. Устроился сначала на судоремонтный завод, потом матросом в порт, где и проработал больше двух десятков лет. Выросла дочь Людмила, появилась внучка, а потом и правнучка.

– Не стало уже моей Нины Николаевны, – вздыхает Виктор Иванович. – Но рядом со мной мои дорогие девочки, воспоминания о военных годах, годах нашей молодости, а значит, жизнь продолжается.

Published by
Валерия Владимирова