Categories: Новости

Не терять друг друга в информационных джунглях

 

…Приходит учитель после работы в уютный зал, садится в мягкое «антидепрессантное кресло», над ним загорается звездное небо. А может и на травку здесь же лечь. А ему читают специальную расслабляющую сказку. И стресса как не бывало! Это не фантазия – работа школьного психолога Алексея Леготина.

Современный ученик делает презентации, готовит сообщения, домашние задания при помощи компьютера. В конечном итоге и формируется экранная зависимость, которая чревата стрессами.[/quote]

Современная школа – это постоянно модифицирующаяся субстанция: внедряются новые инновационные методики, меняется подход к системе подачи и освоению материалов.
А вместе с тем растет и нагрузка как на учеников (даже в прямом смысле – поднимите-ка рюкзачок нынешнего школьника!), так и на учителей. Как же за всеми этими скачками прогресса сохранить самое главное – внимание, понимание и здоровье? Сходим за ответом на прием к школьному психологу.

Сказка для учителя

В особом представлении Алексей Соломонович Леготин, психолог туапсинской школы № 6 не нуждается – за двадцать лет работы он неоднократно становился победителем и призером краевых и российских профессиональных конкурсов, разрабатывал собственные методики школьной психологии. Но, главное, помогает справляться с психологическими проблемами очень многим. Причем на консультацию к Леготину идут сегодня не только мамы и дети, но и коллеги-учителя.

– А педагоги в психологических разгрузках, тренингах нуждаются больше всех, – убежден Алексей Леготин. – Представьте среднестатистический класс обычной школы, в котором, скажем, двадцать пять деток. Так вот, классрук должен заполнить журнал, составить план работы (современные требования обязывают его это сделать на целый год, причем и в электронном виде, с указанием домашних заданий), проверить тетради, провести уроки и внеклассные мероприятия, заполнить кучу разной нормативной документации. А ведь он еще должен и пообщаться с каждым ребенком, у которого и свой характер, и свои проблемы. Словом, учитель особенно подвержен стрессам, что в конечном итоге влияет на его здоровье. А из стрессов нужно выходить правильно, с помощью психолога.

– Вы говорите, что у учителя времени не остается даже на собственную семью, как же выкроить час – другой на визит к психологу?

– Гораздо проще это сделать, когда в школе есть свой психолог. И не просто специалист, а специалист с оборудованным рабочим местом. Я хочу сказать спасибо директору нашей школе Ирине Семеновне Мазепиной, которая относится к этому вопросу с пониманием. Более того, наряду с обеспечением современным оборудованием предметных кабинетов, она создает и условия для работы психолога. Вот, к примеру, благодаря проведенному интернету я имею полный доступ к релаксационным программам, ориентированным как на детей, так и на взрослых. У нас есть и оборудование со светодиодным управлением, совсем недавно приобретены десять мягких антидепрессантных кресел. На консультации человек может полежать на диване, послушать специальные сказки (очень интересный метод снятия стресса!). И смотреть при этом на звездное небо! Или же, напротив, отдохнуть на «травке», которую полностью имитирует специальное покрытие. И, знаете, к нам приходят за консультациями педагоги не только нашей школы, но и школы №5, 10, гимназии, школы № 20 с.Шепси. Это – нормально. Ненормально, когда учитель запускает свой стресс, позволяет ему владеть собой. И, в конце концов, либо срывает на детях, либо подрывает свое собственное здоровье.

На детских экранах

– А если говорить о школьниках, какова сегодня их главная проблема? На что родителям обращать внимание?

– Современный школьник – это, прежде всего, ребенок с экранной зависимостью. Да, это и есть издержки прогресса и компьютеризации общества. Мы же сами, учителя, должны сегодня нацеливать детей на «добывание информации». А какой у нас сейчас главный источник информации? Правильно, интернет. Современный ученик делает презентации, готовит сообщения, домашние задания при помощи компьютера. В конечном итоге и формируется экранная зависимость, которая, замечу, также чревата стрессами. Еще одна особенность современного школьника – болезненная реакция на смену обстановки, предмета разговора, окружения. Во многом причина – в проблемах со здоровьем, в частности с речевыми проблемами. И опять загвоздка – в школах, так же как и психологов, катастрофически не хватает логопедов!

– Неужели нарушения речи так уж страшны? Ну, пришепетывает ребенок, ну, пару букв не выговаривает.

– И, соответственно, у него нарушается восприятие чужой речи, возникают проблемы с письмом, с пониманием изложенного материала на уроке. Понимаете, такие особенности в современных детях – тоже продукт времени. Чаще всего все закладывается еще в перинатальном периоде, когда мама, вынашивая малыша, подвергается стрессам. Причина гиперактивности ребенка, сбои в поведении часто бывают именно в этом. Был у меня в практике случай. Ребенок родился с определенными осложнениями, связанными с внутриутробным развитием. Мамочка не сдавалась – делала все, чтобы мальчик рос, ничем не отличаясь от ровесников. Но случилось непредвиденное – мама ушла на работу, оставив его с бабушкой, а бабушка внезапно умерла. Представьте, какой психологический удар получил ребенок! Мы с ним продолжаем упорно работать, но по-хорошему, это, конечно не только моя работа корректировать эмоционально-психологическое состояние, но и классного руководителя, и родителей. Только если мы будем командой, мы сможем победить проблему.

В школе – как дома

– Алексей Соломонович, а как сегодня строятся взаимоотношения учитель–ученик? Как их лучше начинать строить?

– Учитель должен напоминать ребенку его родителей – это в идеале. Какой возрастной срез родителей мы видим сегодня? В основном, молодые, но есть и те, кому «за…». Современное общество отошло от определенных стереотипов, когда, в каком возрасте нужно заводить семью и рожать детей. Конечно, молодые учителя всегда пользуются большей популярностью у детей. Хотя, у старшего поколения педагогов есть в профессиональном арсенале гораздо больше приемов и средств, как покорить ребенка. При условии, что педагог в возрасте следит за своим психологическим равновесием и не позволяет стрессу взять над собой верх. Очень много зависит от внешнего вида самого учителя. И… школы тоже! И вот опять не могу не привести пример нашей школы, которой в этом году исполняется полвека. Посмотрите, как преобразился коридор на первом этаже, какой холл с красивой люстрой появились у нас! С первого шага ребенок ощущает эту красоту, она же его подтягивает, воспитывает. Но и это не главное. Главное – обратить на ученика внимание хотя бы раз в день, обратиться конкретно к нему, просто по-человечески. «Привет! Как дела? Дома все хорошо? Что-то сегодня ты такой усталый?» – казалось бы, банальный набор фраз, но каждая из них может очень многое – не дать маленькому человеку почувствовать себя брошенным.

– А что вы видите хорошего в современной психологической обстановке?

– Дети справляются со всем этим! Они научились выживать в информационных джунглях, научились адаптироваться. Теперь наша задача помочь им не просто выживать, а находить себя, нас, друзей в этих джунглях, не дать уйти по ложным тропинкам. А еще лучше находить именно в этих джунглях антидоты. Вот, к примеру, прекрасный способ релакса для всей семьи – сказкотерапия Зинкевич-Евстигнеевой. Советую всем, как психолог.

 

Советы психолога: если у вас – трудный…

.Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
.Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
.Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение.
.Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
.Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
.Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
.Расскажите им о себе, вашей истории первой любви — это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.
.Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы – победитель!

Из досье «Туапсинских вестей»

Леготин Алексей Соломонович, педагог, психолог высшей квалификации, в системе образования около 20 лет, работает в школе № 6 г.Туапсе.
Член Федерации психологов образования России. Победитель муниципальных этапов конкурсов профессионального педагогического мастерства «Педагог-психолог Кубани».
Убежден, что любые проблемы в развитии и поведении ребенка – следствие нехватки внимания взрослых. «Общение и внимательное отношение друг к другу – главная панацея от всех стрессов», – считает Алексей Леготин.[/box]

Published by
Оксана Смелая