Categories: Новости

Машинист императорской подлодки

Заметки с кладбища. В Туапсе похоронен Георгий Алексеевич Безруков. На старом городском кладбище скромное надгробие затерялось среди сотен других. А ведь он был одним из тех, кто стоял у истоков российского подводного флота. Машинист-кондуктор легендарной подводной лодки «Тюле́нь» (типа «Морж») императорского флота.

В 1964 году возле его могилы стояли сотни людей, в том числе директор судоремонтного завода С.Л. Чертков и начальник порта И.М. Шаповалов. Тогда они пришли проводить в последний путь одного из самых уважаемых в городе людей.

53 победы «Тюленя»

Об этой подлодке много информации. Она прославилась тем, что в  период Первой мировой войны одержала на Чёрном море 53 победы!  По сей день это абсолютный рекорд за всю историю подводного флота Российской Империи, СССР и России.

«Тюленя» спустили на воду 19 октября 1913 года. Безруков поднялся на борт ещё при испытаниях. Прослужил на подлодке с 1914 по 1917 год, то есть, до самой революции.

В 1918 году во время гражданской войны общероссийской разрухи субмарину захватили и разграбили немцы, которые заняли Севастополь. После их ухода славного «Тюленя» тайно восстановил капитан 2-го ранга Погорецкий, вернув в строй. Для белогвардейцев. Помогло им не сильно. 

25 декабря 1920 года «Тюлень» в составе бывшего Черноморского флота эвакуировал в Бизерту (в то время владение Франции, а сейчас Тунис) остатки белой армии из взятого Красной армией Крыма. В 1930 году подлодку во Франции разрезали на металлолом.  

«Тюлень» в Севастополе. 1915 год

В Первую мировую

Подлодка Безрукова и он сам сам попали в литературу. В 2016 году В.Р. Наймарк написал книгу «Кондуктор с «Тюленя» (книга есть на сайте санкт-петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ). Это очень обстоятельная работа, сделанная профессионалом, Наймарк в советские годы служил на подводной лодке. 

Внучка Георгия Безрукова, рассказала автору, что ее дед родился в Астраханской области в крестьянской семье. Службу на флоте начал в 1908 году.

Юноша из простой крестьянской семьи попал на одну из самых современных субмарин того времени. Командир подводной лодки «Тюлень» старший лейтенант Бачманов вскоре написал в рапорте на имя командующего бригадой подводных лодок Черного моря:

«Машинный кондуктор Безруков Г.А. прибыл на подводную лодку «Тюлень» в город Николаев в период окончания работ по постройке на Балтийском Судостроительном заводе.

При постройке и сборке механизмов, благодаря выдающейся энергии и трудоспособности и исключительной добросовестности, Кондуктор Безруков весьма быстро освоился с новыми для него установками и устройством лодки и своею работою и умением руководительствовать нижними чинами оказал огромную пользу в смысле ускорения и продуктивности работ по изготовлению лодки для первоначальных испытаний и для перехода в Севастополь».

За участие в боевых действиях в составе экипажа подводной лодки «Тюлень» во время Первой мировой войны Безруков Георгий Алексеевич был награжден Георгиевской медалью 4-й степени, Георгиевскими крестами 2-й и 3-й и 4-й степеней. 

28 сентября 1916 года в бою с турецким военным транспортом «РОДОСТО» он участвовал в подвиге, которого в истории российского подводного флота не было ни до, ни после. Подводники в невероятных условиях потушили пожар на захваченном турецком корабле, привели в порядок повреждённые при обстреле машинные механизмы, и судно под конвоем подлодки своим ходом пришло в Севастополь. Стало российским трофеем.

Во Вторую мировую

Как сложилась судьба Георгия Алексеевича с 1917 по 1920 годы неизвестно. Скорее всего, ему было нелегко при смене власти в стране. В 1933 году Безруков с семьёй перебрался в Туапсе, в 1938 купил здесь дом. Работал механиком на танкере “Туапсе” (это был танкер десятитысячник) в составе пароходства Совтанкер. На этом танкере застала его Вторая мировая война.

Георгий Безруков снова стал участником уникальной операции, которая проходила обособленно от развивающихся на Черноморском побережье военных действий. Надо было спасти корабли нефтеналивного пароходства «Совтанкер», перегнав из Черного моря на Дальний Восток и Север. Не все дошли до цели, многие потопили фашисты. 

Но танкер «Туапсе» удачно пробился через Эгейское море и Восточное Средиземноморье. Он доставлял нефтепродукты для английской эскадры. В итоге при попытке добраться до восточного побережья США, танкер был атакован гитлеровцами и затонул. Часть экипажа спаслась, в том числе Безруков (он при падении в воду сломал ногу). Выживших подобрал военный корабль США.

50 лет в море

После войны Безруков не оставил любимое дело. Несмотря на пенсионный возраст, продолжал работать. Жизнь Георгия Алексеевича была связана с Туапсинским морским торговым портом и судоремонтным заводом имени Дзержинского. За свою жизнь он был в морских переходах почти 50 лет! В советское время труд Георгия Алексеевича был отмечен государственными наградами – орденом Знак Почета, орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.

Умер Георгий Безруков в 1964 году, провожал его без преувеличения весь город. В те советские времена никто не упоминал (а может и не знал), что во время Первой мировой Георгий Алексеевич получал награды за боевые заслуги из рук самого контр-адмирала Александра Колчака. Подводник Безруков, служа России, объединил две эпохи.