Categories: Новости

Пока жив хоть один миномётчик…

Пётр Павлович - последний в Туапсинском районе ныне здравствующий участник Сталинградской битвы. В свой 101 год - а в июне ему исполнится 102 года - он встречал гостей как настоящий боец

Глава Туапсинского округа Сергей Бойко вместе с депутатом Госдумы Сергеем Алтуховым и председателем окружного Совета Петром Кихтенко в дни Победного Мая побывали в гостях у фронтовика Петра Лоншакова.

— Вручили нашему герою ме­даль от Союза городов воинской славы и знак «Почётный гражда­нин Туапсинского округа». А Пётр Павлович спел вместе с нами «День Победы» и передал привет всем землякам, — рассказал глава. — Низкий поклон нашим победи­телям за мужество и отвагу. Мы будем всегда благодарны за их великий подвиг, за тот героиче­ский путь, который они прошли.

… Путь миномётчик Пётр Лон- шаков прошел действительно героический — и продолжает его. Сегодня он почти не видит, плохо слышит. Но чисто выбрит, вкусно пахнет, с иголочки одет. И помнит все имена, фамилии, названия го­родов и сёл, которые освобождал. И китель с наградами, накинутый на плечи, ему очень идет — на груди красуются самые дорогие награды — «За отвагу» и «За бое­вые заслуги».

А когда гости ушли, вдруг на­хлынули воспоминания.

НА ЗАЩИТЕ МОСКВЫ И СЕМЬИ

Пётр Лоншаков работал в «Ор­лёнке», был незаменимым сто­ляром — нарасхват! А учил-то его кто этому ремеслу? С раннего детства — отец, воронежский мастер, золотые руки. Дальше осваивал столярное дело в Моск­ве, после 7-го класса отправили в столицу к дядьке. Он устроился учеником столяра на авиацион­ный завод — большой семье было пора помогать, там осталось ещё семеро детей — мал мала меньше. Комнату в общежитии выделили.

Там и застала Петю война, а ему всего 17.

— С первых дней, — рассказывает Пётр Павлович, — началась бомбёжка. Мы, подростки, молодёжь, дежурили на крышах, сбрасывали фугаски, тушили пожары. Вой воздушной тревоги, взрывы со­всем рядом, а мы наверху, и от нас зависит, кто выживет в этом аду.

Завод эвакуировали в Ташкент, ехали целый месяц. Предприятие продолжило ковать победу уже на новом месте. Буквально через день после того, как Петру испол­нилось 18 лет, пришла повестка в военкомат. После ускоренной учёбы в Ташкентском пехотном училище он попал на Юго-За­падный фронт под Сталинград миномётчиком.

СТАЛИНГРАДСКИЙ КОТЕЛ

Здесь шли тяжёлые бои, но у советских войск было опера­тивное преимущество — удалось замкнуть в кольцо 6-ю армию вермахта, нацеленную на выход к Волге. 1034-й полк 293-й стрел­ковой дивизии, в который попал Пётр Лоншаков, шёл в направ­лении Сталинграда скрытно, по бездорожью, ночами. От Сера­фимовичей с боями двинулись

в направлении Распопинской, и далее на Клетскую и Калач, здесь котёл вокруг гитлеровских частей закрылся.

… Пётр Павлович вздохнул, память подсказывает все больше, даже то, о чём и не помнилось раньше, в молодости.

— Ноябрь. Ночь. Ожидание наступления. Дикий холод. Мы грелись в окопах знаете как — «бутербродом». Не с колбасой, — улыбается Пётр Павлович. — А устраивались поближе друг к другу, по трое — среднему теплее всех. Не спали, на рассвете на­ступление. Огонь, дым, все наши 12 миномётов стреляют без пауз, о страхе думать было некогда. Одна мысль: должны выстоять! Теперь жарко было.

От нашего батальона в 300 че­ловек осталось 12. И командира ранило в ногу. Но он не покидал поле боя, продолжал отдавать ко­манды. Отправил меня сообщить нашим частям, находящимся по­зади, где мы, чтобы не стреляли по нам. Доложил, но вернуться не успел — ранило в плечо, это было под селением Пять курганов.

НА ПОБЫВКУ ЕДЕТ

.Он ехал в поезде в госпиталь и понял, что рядом родные во­ронежские места, до дома рукой подать! Попытался отпроситься — документы не дали, не положено.

— Стою в коридоре и плачу — пацан. Увидела врачиха и как-то убедила начальство отпустить на несколько дней. Вот радости было! Не заметил, как отмахнул эти 25 километров пешком. Сна­чала зашел к тётке, по пути жила. А она меня не узнала. Кормит, расспрашивает. Помню, достала огромный бочковой помидор — домашний, вкусный! А потом вдруг поняла, ахнула: «Полин сынок! Что ж ты молчишь?!»

Решил и родным такой же сюр­приз сделать — пришёл домой под вечер, постучал, зашёл будто бы солдатик на постой. А дома тем­нота, одна свеча горит, ничего не видно. Отец накрывает на стол, задает вопросы о ситуации на фронте. А тут сестрёнка младшая как спрыгнет ко мне с печки: «Это ж наш Петька!» Такой вот был затейливый!

Весной 1943 года Лоншаков вернулся на передовую, теперь под Харьковом. Снова жестокие бои, снова ранение, лечение затянулось. Петра Павловича отправили в Казахстан готовить призывников, потом перевели на Дальний Восток.

Но до мирной жизни было ещё далеко — в 1945 году он воевал с Японией.

В 1966 году Пётр Павлович Лоншаков с семьёй приехал на жительство в посёлок Новоми­хайловский и устроился на работу в пионерский лагерь «Орлёнок». Он всегда, как говорят, занимал активную жизненную позицию, с желанием шёл в школы, делил­ся с детьми опытом, мыслями, военными воспоминаниями. Он и сегодня такой — передает привет старого солдата бойцам СВО, вместе отметили 80-летие Великой Победы.

И много чего ещё было в жизни нашего старшего друга, героя. Не на одну книгу хватит. И книги, однозначно, мы будем о наших героях писать. И детям расска­жем, и внукам расскажем.

Published by
Редакция
Tags: news