Главная роль крейсера «Коминтерн»

У крейсера «Коминтерн» необычная судьба. Рожденный на царских верфях, он стал символом новой России. Его выбрали прообразом на съемках знаменитого Эйзенштейновского «Броненосца Потемкина». А войну он встретил на час раньше всей страны – и уже на рассвете 22 июня дал залп в небо… Защищая Черное море. Даже разбомбленный, воевал.

Орудия Коминтерна установленные в горах, и моряки, шедшие в атаку, закусив ленточки бескозырок, наводили ужас на врага. Именно тогда, под Туапсе, родился фашистский приказ: «Моряков в плен не брать!» И даже погибая, он выполнил свой долг, сыграл свою роль до конца. Стал частью волнолома, защищающего порт…

 У морских судов есть душа. Свой характер, если хотите, – привычки. Например, крейсер «Коминтерн» никогда не запускал свои машины с пол-оборота. Как бы они ни были отлажены, работникам машинного отделения надо было все-таки приложить усилия… Гордый, величественный, ровесник XX века, прошедший Первую мировую, гражданскую, погибший, как воин, и похороненный по морскому обычаю, «Коминтерн» воспринимался экипажем как равный.

Построен в 1901г. в Николаевском Адмиралтействе Николаева. До 25 марта 1907 г. назывался “Кагулъ”. В 1908 г. вошел в состав Черноморского отряда. В 1911 г. вошел в состав Черноморской минной дивизии. В 1914 г. вошел в состав Бригады крейсеров Черного моря. ВВесной 1915 г. перевооружен. В октябре 1916 г. осуществлял обстрел Констанцы. 1 мая 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 г. захвачен союзниками. 22-24 апреля 1919 г. выведен из строя по приказу английского командования. В 1921-1923 гг. прошел капитальный ремонт. 31 декабря 1922 г. переименован в «Коминтерн». С началом Великой Отечественной войны использовался в качестве минного заградителя и принимал участие в обороне Одессы и Севастополя. 16 июля 1942 г. поврежден во время налета германской авиации на Поти. [/quote]

Более десяти лет назад один из последних оставшихся в живых «коминтерновцев» – Като Джолия, приезжавший из Грузии, рассказывал, как снимали с корабля зенитки, и корабль, к тому времени  израненный и изувеченный вражескими бомбами, казалось, понимал,  зачем это делают.

– Мы прощались с крейсером, как с человеком, – говорил Като. – Он был нашим товарищем… И было ему всего 35 лет…

А началось все 5 сентября 1901 года, когда крейсер заложили на Николаевских верфях. И первоначально ему дали имя  «Кагул», увековечив победу русских войск под командованием П.А. Румянцева над турецкой армией 21 июля 1770 года на реке Кагул (бассейн Дуная). Спустили на воду в 1902 году. В действующий флот под Андреевским флагом крейсер вступил в первой половине 1908 года, но уже под другим именем. Его назвали «Память Меркурия». Под этим именем он воевал в Первой мировой, в годы Гражданской войны…

Это были тоже трагические моменты. Для экипажа прежде всего. Воевать со своим народом моряки не были научены. К тому же в экипаже – а это около 900 человек – почти половина были  низшего состава – матросы. А это та же «голытьба», против которой пришлось некоторое время воевать крейсеру.

Кстати, как удивительно тасует карты судьба! В 1924-м году  уже «Коминтерну» (очередное переименование произошло в 1922 году) пришлось сыграть роль корабля, на котором произошло-таки  восстание – да, да! Тот самый знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Потрясающие сцены с червивым мясом (и другие – в основном, внутри) снимались именно на «Коминтерне»! То есть реально  на судне до восстания в годы первой революции не дошло, но потом все же настроения передались в кино.

Фильм «Броненосец «Потемкин» Сергей Эйзенштейн снял в 1925 году, на тот момент режиссеру было 27 лет. После выхода кинокартины в прокат критики всего мира практически единодушно назвали «Потемкина» настоящим шедевром. Кинокартина производила на людей такое сильное впечатление, что многие принимали художественный вымысел за правду

 Сергей Эйзенштейн вспоминал, что они собирались найти корабль для съемок на Балтике  (экспедиция началась в Ленинграде). Но встреча с командованием Балтийского флота оказалась бесплодной. Киношники рассчитывали запечатлеть на Балтике встречу восставшего броненосца с эскадрой. Командующий развёл руками: «У нас ничего похожего вы не найдёте, поезжайте на Чёрное море, там, вероятно, ещё кое-что осталось от старых кораблей». И точно! В сухом доке одного из судоремонтных заводов Севастополя они нашли «Коминтерн», стоящий на ремонте, что как раз устраивало съемочную группу.

В войну с фашистской Германией крейсер, как и все другие корабли флота, вступил в 3 часа 14 минут 22 июня 1941 года. Мало кто знает об этом факте Великой Отечественной войны. Да, в 4 часа утра фашистские летные армады бомбили Киев. Но почти на час раньше бомбы посыпались на Севастополь. Гитлер в первые часы войны стремился уничтожить всю советскую технику. Как известно, ожесточенной бомбежке подверглись аэродромы, и почти все самолеты погибли.  Но флот мог отражать атаки с воздуха! И «Коминтерн», вмиг превратившийся из учебного в боевое судно, в ту страшную ночь вместе с  другими черноморскими кораблями принял первый в этой войне бой. Впоследствии он сражался в Одессе и Севастополе.

Крейсер по тому времени был отлично вооружен. На нем было несколько пушек и торпедных установок, пулеметы. Впоследствии вся огневая мощь «Коминтерна» стала грозной силой. В разное время крейсер отражал непрерывные налеты гитлеровской авиации на порты Одессы, Севастополя, Новороссийска, обстреливал вражеские позиции на суше. Кроме того, «Коминтерн» участвовал в перевозках огромного количества военных грузов и войск, в вывозе эвакуированного населения и раненых, оборудования заводов и фабрик. Это был огромный мощный корабль – настоящий водный терминал!

– Первый год «Коминтерну» везло, – рассказывал в 70-х годах корреспонденту нашей газеты Анатолию Седлецкому капитан 1 ранга в отставке, а в годы войны капитан-лейтенант, Сергей Филиппович Спахов. – Но в начале июля 1942 года в Новороссийске крейсер получил два прямых попадания немецких авиабомб. В этот день «Коминтерн» был атакован 24 самолетами, бомбовый удар которых причинил большие разрушения крейсеру и повлек значительные потери в личном составе (были убиты и ранены 69 человек!).

 Между тем, гитлеровцы рвались к Черному морю. Командование флота принимает решение использовать артиллерию и личный состав крейсера «Коминтерн» для усиления обороны Туапсе на наиболее опасных направлениях.

Приняв в Поти 500 человек маршевого пополнения и боезапас, утром 17 августа 1942 года в охранении тральщика и двух сторожевых катеров крейсер вышел в открытое море и через 24 часа пришвартовался к причалу порта Туапсе. К борту крейсера подошел плавучий кран, и началась съемка 17-тонных 130-миллиметровых орудий. Среди тех, кто руководил съемкой орудий, был и Спахов, с которым много позже журналисты «Туапсинских вестей» познакомились и подружились.

– Более 180 «коминтерновцев» тогда сошли с крейсера, – рассказывал Сергей Филиппович, – и стали защитниками Туапсе.

И сейчас стоят их боевые орудия – памятники-зенитки на вершинах, бывших некогда военными высотами.

Много интересных историй поведал тогда Сергей Спахов. И одна из них о том, как на батарее жил… бойцовский петух. Цыпленком прибился он к морякам. Те кормили его, забавлялись. Он на построении становился на левый фланг, научился  распознавать тревогу и во время боя был возле орудия. И клевал горячие осколки, а каждый залп сопровождал бойцовским «ку-ка-ре-ку!» Это веселило моряков, напоминало о доме. Петр Иванович (так звали птицу) дослужился от «матроса» до «старшины сигнальщиков».

После упорных боев за Туапсе, в которых принимали  участие и «коминтерновцы», гитлеровцы отступили.

Сам крейсер к тому моменту уже два с половиной месяца был на дне Черного моря. После того, как с него сняли все орудия, его переправили обратно в Поти. Причем переправляли открыто, демонстративно. Это была целая операция по дезориентации врага – мол, идет переброска техники  и военных кораблей. Не случайно «Коминтерн» во время своего последнего пути вызвал огонь на себя. Это была и разведка, и отвлечение сил врага. Несколько часов его беспрерывно атаковали 26 истребителей. Сбросили много бомб, повредили нещадно. И не знали, что под ними фактически – муляж…

Израненный, но сыгравший свою последнюю роль «Коминтерн», прибыл в Поти. Там он и  принял морскую смерть… 10 октября 1942 года «Коминтерн», был затоплен в устье реки Хоби – севернее порта Поти, став частью волнолома. Говорят, он и сейчас находится на этом месте – в прибрежной части, носом к морю, в пятистах метрах от песчаной косы. Его борта зияют многочисленными ранами.

Спустя два года после затопления корабли эскадры возвращались из Поти в родной Севастополь. Матросы и офицеры, ранее служившие на «Коминтерне», проходя мимо него на своих кораблях, снимали головные уборы и с опущенными головами прощались с любимым кораблем…

Всех их пережил «Коминтерн»!

Он так и остался памятником беззаветного служения Родине, советским морякам, геройски и мужественно сражавшимся и на Тамани, и в Керчи, и в Новороссийске, и в Севастополе, и в Одессе.

И у нас, в Туапсе.

Published by
Андрей Иванов