Цветок персика

Когда спускаешься в персиковую долину за Новомихайловским, огромный – в пятьдесят гектаров! – ярко-розовый букет вспыхивает, как костер между гор. По иронии судьбы на этой неделе там, в садах, жгли настоящие костры. Персик обманулся теплой весной и зацвел раньше срока. А тут его настигли холода. Но садоводы ЗАО «Новомихайловский» в обиду не дали – развели костры и установили дымовую завесу. Борьба за цветущий персик продолжается…

Цветущий персик – это поэма. И мы договорились с главным агрономом Новомихайловки Сафером Ачохом, что приедем сфотографировать эту красоту. Но пока мы собирались, сгустились тучи и над побережьем, и над персиком: сильно похолодало, завыл северный ветер. Восемнадцать километров от Новомихайловки по гравийке через сумрачные и недоумевающие от внезапного холода яблоневые сады – 150 гектаров! И когда уже казалось, что впереди только черные тучи, вдруг дорога пошла вниз, а нам сверху открылась ярко-розовая долина – как огромный костер полыхнул на тысячах квадратных метров. Это цвел персиковый сад.
Но радости на лице бригадира Арсена Матосяна не было.
– Передали резкое похолодание, – сказал он, – а цветки персика гибнут, начиная с минус одного градуса. А передали – до минус 2-3,5 , и на несколько суток. Будем готовиться к дымовой завесе.

Весна – обманщица

А сколько усилий уже вложено в будущий урожай! До того как персик зацветет, его несколько раз «умоют», продезинфицируют, обработают одним словом. Ведь, когда дерево покрывается бутонами, из спячки выходят 26 видов губителей сада! И это не все. Каждый садовод знает, какой персик капризный. Осенью, когда опадет листва, надо тщательно осмотреть каждое дерево, вырезать каждую больную веточку, а срезы обязательно закрасить масляной краской. Оставишь ветку или срез – это будет местом заражения дерева грибковыми болезнями. Опавшие листья, срезанные ветки надо тщательно собрать и немедленно сжечь, а деревья промыть медным купоросом.
Все это было сделано. И осенью, и еще раз зимой. Только не на одном дереве, а на тысячах деревьев – 50 гектаров в хозяйстве под персиком.
– Мы сделали все, чтобы будущий урожай был хорошим, – говорит Арсен Матосян. – Но тепло наступило уже в феврале! Мы знаем, чем это чревато, особенно у нас, на Кавказе. Здесь всегда так: весна обманывает. Но в этом году уж как-то очень сильно. Цветение произошло раньше календарного срока почти на две недели.

Небесная война

Как сообщили газете в Туапсинском метеобюро, всему виной столкновение скандинавского антициклона и прикаспийского циклона. Первый уверенно «прет» на юг, второй, огрызаясь, отступает, и вот гребень антициклона вступает в противоречие с тыловыми фронтами циклона.
– Март всегда месяц нестабильный, – подтверждает синоптик Туапсинского метеобюро Оксана Полонова, – то тепло, то – холод. Вот и сейчас циклон, подаривший нам раннее тепло, уходит вниз, на юг, а сверху давит холодный скандинавский антициклон. Его гребень вступил в конфронтацию с тыловыми фронтами циклона – настоящая война развернулась. В результате возможен дождь со снегом, мокрый снег и просто снег! Температура понижается до минусовой. На этой неделе мы прогнозировали заморозки в северных зонах Туапсинского района, понижение температуры до минус двух по ночам. А вкупе с сильными порывами северного ветра (до 23 метров в секунду) казалось еще холоднее.
Но нам, людям, не привыкать. Мы достали из шкафа теплые вещи, затопили печки, включили сплит-системы. А что делать обманутому персику?

Разводить костры!

Главный агроном ЗАО «Новомихайловское» Сафер Ачох рассказал, что по-прежнему, самое действенное средство спасения цветущих садов – это костры.
– Дымовая завеса повышает температуру близ деревьев на один-полтора градуса, – рассказал Сафер Ачох. – И препятствует оседанию холодного воздуха на цветки. Такая мера действенна, если минусовая температура прогнозируется ненадолго. Тут важно в этот холодный короткий период поддержать деревья. С ночи 15 марта мы жжем обрезанные ветки и опилки в междурядьях с подветренной стороны. Надеемся спасти цветущий персик.
Вот и тракторист хозяйства Джамол Эргаев заглушил своего железного коня (дискование междурядий продолжается) и вместе со всеми начал формировать из обрезанных веток костер.
– Я десять лет здесь работаю, – говорит он, – родом из Узбекистана, с Хив. У нас там тоже растут персики, но климат совсем другой: тепло! Они растут сами по себе прекрасно. Ничего подобного я никогда дома не видел. Здесь, чтобы вырастить урожай персика, надо столько сил приложить! И почти каждой весной – то заморозки, то град, то еще что-нибудь природа выкинет. Потом, осенью, глядя на урожай, как его собирают, я всегда удивляюсь и с трудом верю, что мы смогли все-таки спасти персик. И цвет ведь не всегда хороший. А в этом году – просто загляденье. Крупный. Крепкий. Жалко потерять урожай! Будем бороться.

Published by
Светлана Светлова