Categories: Новости

«Страшная» тайна Георгиевской пещеры

Журналисты «Туапсинских вестей» нашли близ села Георгиевского настоящую пещеру.
О том, что в Георгиевском есть пещера, мы прочитали в одном старом путеводителе за 1979 год. «Пусть она мала, – говорится в путеводителе, – но все-таки пещера, ведь, как говорят спелеологи, пещерой считается и ниша в 6 метров: важно, как она образовалась».


И нам интересно стало! Но как ее найти? Выяснилось, многие местные жители и не знают о существовании этого природного чуда.
– Может, Тимофей Леонидович Лукьянченко, наш казачий атаман знает? – подсказал глава георгиевского поселения Инвербий Коджешау. – Ему о Георгиевском все известно.
И не ошибся глава! «Приезжайте, – сходу пригласил атаман, – знаю я и эту пещеру, и другие. Они как раз недалеко от того места, где я живу».
Он и возглавил наш небольшой отряд.
Небольшая гора, сложенная известняковыми породами, стоит обособленно, как большой курган, она обросла кустарником и колючими зарослями, а у основания окружена деревьями. Пещера расположена в её северном склоне. Вот он, вход – продолговатое шестиметровое отверстие под скальным навесом горы. Высота входа всего 1,5 метра, в самой пещере, под нависшей глыбой 1 метр. Зато дальше высота снова увеличивается. Длина пещеры 6 метров, ширина у входа – 5 метров, потом она постепенно суживается и заканчивается тупиком.
– Все, кто знают о ее существовании, используют этот грот по назначению, – улыбается Тимофей Леонидович. На наше недоумение поясняет:
– Ну, прячутся там, например, от солнца. Кстати, туристов с палатками летом здесь много. Во время дождя укрываются пастухи и козы. Один местный житель, дедушка, рассказывал, как в годы войны он с ребятами в этой пещере от авианалетов спасался. Детвора купается на речке – смотрит, фашист летит, бегом лес – и в пещеру. Ушел – дети снова на речку бегут. Так-то…
Стараясь не примять дикие тюльпаны у входа, мы вошли внутрь. Заходим, согнувшись, а потом и распрямились – пещера довольно высокая. И на удивление чистая и без «наскальных» надписей типа «Здесь был Вася». Может, потому что о ней знают немногие?
Но самое большое открытие ждало нас впереди. Изучая эту пещеру, узнали ошеломляющую новость, что она не пещера вовсе! И что карст – это не порода, не материал, а природное явление…
– Карст это особый процесс растворения или выщелачивания трещиноватых растворимых горных пород подземными и поверхностными водами, – рассказал нам горноспасатель Виталий Киреев. – В результате образуются отрицательные западинные формы рельефа на поверхности Земли и различные полости, каналы и пещеры в глубине. Впервые такие широко развитые процессы детально были изучены на побережье Адриатического моря, на плато Карст близ Триеста, откуда и получили свое название.
К растворимым породам, подверженным разъеданию водой (рассказал наш эксперт), относятся соли, гипс, известняк, доломит, мел. В соответствии с этим различают соляной, гипсовый и карбонатный карст. Наиболее изучен карбонатный карст, что связано со значительным распространением известняков, доломитов, мела.
Наибольшее разнообразие карстовых форм наблюдается в открытом типе карста (горные районы известнякового плато Крыма, Кавказа, Карпат, Альп и др.). Вот и наша «пещера» на самом деле – такая карстовая ниша. На поверхности растворимых горных пород образуются также карстовые воронки, котловины, рвы. А вот пещеры относятся к подземным карстовым формам.
Ну и ладно! Пусть официально она будет нишей, а в народе все равно – пещера! Тем более, если идти по лесной тропе дальше, наткнешься на огромный каменный массив. А в нем этих пещер (пардон, ниш) – до десяти! Маленькие, но глубокие. Словно норки для лисят и енотов. Только «вырыли» их не животные. А сама природа…

Published by
Светлана Светлова