Categories: Новости

Путь к сердцу по лезвию бритвы

Вместе с летними каникулами повсеместно продолжается и операция «Подросток», направленная на профилактику как детских и подростковых правонарушений, так и преступлений в отношении несовершеннолетних. И главная установка «Подростка» обращена ко всем взрослым по отношению к детям: любить и беречь.

Об истинном смысле этих слов – наш разговор с начальником отдела по делам несовершеннолетних администрации Туапсинского района Надеждой Никитиной.

– Ребенок всегда должен чувствовать, что вы его любите, что он небезразличен вам, – начала нашу беседу Надежда Николаевна. – Но «любовь» – это не вседозволенность, не потакание, не панибратство. Ничего не должно быть слишком, ни строгости, ни любви, и грань между этими понятиями, золотая середина, тоненькая, как лезвие бритвы. Что входит в обязанности родителей? Не только накормить и воспитать ребенка, но еще и дать ему образование (пропуски школьных занятий – административная ответственность), лечить его, готовить к жизни в социуме, защищать, кстати, на слове «защищать» я бы остановилась отдельно. Вот, к примеру, разбираем на комиссии случай: подросток переходил железнодорожный путь в неустановленном месте. Мама за него – в бой вступила: все там ходят, никто не соблюдает и так далее. Вот скажите, ей будет легче, что «все там ходят», если, не дай Бог, ее ребенок попадет под поезд? А сын получил наглядный урок – мамочка за него всех порвет, не важно, прав он или нет. Но хуже всего, когда вот так же яростно взрослые доказывают, что ничего страшного в том, что чадушко пивка выпило, нет.

– Надежда Николаевна, сейчас отмечают рост подростковых правонарушений. С чем это связано? И какие правонарушения превалируют?

– Я бы не сказала, что рост катастрофический по сравнению с прошлым годом. Просто даже, скажем, плюс два факта в процентном соотношении – много. К тому же рост имеет и сезонность характера, за счет приезжих. Что же вызывает наибольшую тревогу среди правонарушений подростков? Распитие алкоголя. А вместе с этим есть и факты вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность (в то же распитие спиртного). Конечно, это не «дядя с лавочки» предложил выпить, а чаще всего какой-нибудь друг, который старше на пару месяцев, и которому уже есть восемнадцать лет. Вот вам и две статьи – вовлечение и распитие. Замечу, что за распитие штраф налагается на обоих родителей подростка, то есть по полторы тысячи рублей заплатят и мама, и папа за бутылочку пива, например. У этой проблемы есть еще одна сторона: как ни бьемся, как ни объясняем предпринимателям, как ни наказываем, все равно находятся такие, что продают спиртное детям. Не думаю, что это делают в погоне за прибылью, скорее, причина – равнодушие. Алкоголь на подростковый организм действует особенно непредсказуемо и сильно. И были случаи, когда детей доставляли в реанимацию с улицы, и, опять-таки, далеко не все прохожие спешили вызвать скорую, видя, что подростку плохо, что он неадекватен.

Кстати, самим детям далеко небезынтересно, как на самом деле относятся к ним взрослые, на самом деле им не все равно, или только на словах. И вот наши тинейджеры провели свой «эксперимент»: один подросток делал вид, что ему плохо, сидел на бордюре, якобы корчась от боли, а остальные снимали на телефоны картинку с расстояния. Так вот – никто из прохожих дядей и тетей не подошел к мальчишке! Да, дети – максималисты, их эксперименты на грани фола по изобретательности и жесткости. Но факт остается фактом – окружающим было плевать на то, что происходит с незнакомым подростком. А теперь, просто представьте на минутку, если бы правда ребенку было плохо, да еще если бы это был – ваш ребенок?

– Надежда Николаевна, все чаще появляется в докладах и статистике статья «Жестокое обращение с детьми». Это значит, что детей бьют, над ними издеваются? Что и как понимать под этой статьей?

– Статья 156 Уголовного Кодекса подразумевает не только физическое насилие. К счастью, фактов нарушения половой неприкосновенности (это уже другая статья УК), избиения очень мало. Речь идет о неисполнении родителями своих непосредственных обязанностей, которое может причинить вред здоровью ребенка, его психике. Вот изъяли мы из семьи ребенка, которого мать попросту могла не покормить, закрыть одного в квартире и исчезнуть. И, возвращаюсь к равнодушию, соседи ведь все это знали, но наши телефоны доверий молчали. Сообщили только когда увидели ребенка в открытом окне! Вообще у людей какая-то позиция – «моя хата с краю», а ведь подай они сигнал раньше, скольким ребятам можно было бы помочь, не допустить на ту же постановку на профилактический учет! Есть еще один момент, дети из семей риска вырастают и выходят на улицу со своим представлением о том, что хорошо, а что плохо, и тогда уже под их влияние попадут ваши дети. Всегда легче исправить ситуацию на начальной стадии.

– Август пролетит быстро, на пороге новый учебный год. Снимет ли сентябрь напряжение в работе по профилактике подростковых правонарушений?

– По опыту скажу, что как раз таки, сентябрь особо напряженный месяц – дети приезжают из лагерей, встречаются после того, как не виделись три месяца, им хочется общаться, делиться впечатлениями. У органов системы профилактики работы всегда много. А так и должно быть, ведь мы имеем дело с детьми. Глава района ставит задачу – не обойти ни одного ребенка вниманием, не упустить. Поэтому все структуры, которые входят в межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних нашего района, работают слаженно и на один результат. Но, опять-таки, обращаюсь ко всем родителям, дедушкам и бабушкам, ко всем взрослым: без вас, без вашей активной гражданской позиции административный ресурс работать максимально эффективно не может. Не забывайте, речь идет о детях, которых, как известно, чужих не бывает.

– А что бы вы пожелали родителям в преддверии нового учебного года?

– Не забывайте, что в воспитании, как и в жизни, ничего не должно быть слишком, даже любви. А еще дети должны не просто знать, а чувствовать, что вам не все равно.

Published by
Оксана Смелая