Лидия Габриэль: “На вышивке – все, как в жизни. Только красивее.”

Лидия Габриэль вышивает бисером каждую свободную минуту. Как будто торопится оставить в вышивке и свою, полную любви и семейных забот, жизнь, и украсить будущее своих внуков. Только вот жаль, не вышьешь заново судьбу дедов, которой столько испытаний принесли их немецко-чешские корни…

Есть ли в Туапсе и районе человек, который не видел бы вышивки Лидии Александровны Габриэль? На праздниках города и района она выставляет их прямо на платановой аллее. Летящие кони просто вырываются из рам, чтобы мчаться куда-то в дальние дали. Конечно, вы их вспомнили. Ее бисерных коней разбирали прямо с выставок на подарки самым известным людям в районе. Лидия Александровна даже для себя ведет такую тетрадку – перечень новых хозяев своих картин.

И в Анастасиевке, на улице Лесной, сразу встречаешься взглядами с персонажами вышивок Лидии Александровны. Через прозрачную занавеску они смотрят на прохожих, как будто приглашают в гости.
Калитка, увитая виноградом, ряды ящиков с яблоками и персиками из своего сада. «Только вчера закатывала, внуки очень любят», – говорит Лидия Александровна, ведя меня в дом. Отодвинув занавески, с гордостью показывает свое богатство в кладовой – по 300 банок всего готовят на зиму здесь в этом доме.

Поднимаемся по крутой лестнице в домашний вернисаж. Под вышитыми иконами на полу сушится ранний фундук. Лохматый котенок Лео требует поиграть с ним, а из кухни доносится вкусный запах. Это в большой кастрюле варится зеленый борщ по особому рецепту Лидии Александровны. В доме ее забот требуют трое мужчин. Муж, Иосиф Иосифович, знаменитый георгиевский тракторист, старшие внуки Андрей и Саша. Сегодня они в лесу, заготавливают дрова на зиму. Во всем помощники. Всего у Габриэлей внуков пятеро, и уже есть полуторагодовалая правнучка. И всех (кроме правнучки пока) Лидия Александровна обучила вышиванию.

Светлую комнату окнами на улицу уже заняли внуки – компьютером, аквариумами с большими рыбами. А у Лидии Александровны в другой комнате свой уголок – для работы с бисером. Стол, станок, который она соорудила сама, и полки до потолка. На полках – канва – рисунки будущего произведения, и в коробках баночки бисера. В этой – весь, закупленный впрок. А в этой – уже разложен по тонам и цветам именно для канвы, с которой работает… Все это теперь продается в специальных магазинах даже у нас в Туапсе. Стоит, конечно, дорого. Вообще, ее увлечение дело дорогое. Но ведь для души. Работа с бисером требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. А еще, считает Лидия Александровна, обязательно нужно прекрасное расположение духа и фантазия.
Вышивает Лида, сколько себя помнит. А с бисером работает лет 15, как первый раз прислала мама. Из Германии. И за одним этим словом всплывают такие воспоминания, что после нашего разговора она ночь не будет спать. А утром позвонит мне, чтобы убедиться – ничего такого не сказала? Чтобы развеять страх, который живет с ними, выселенными сначала на край света, потом реабилитированными, детьми немцев.

Она родилась в Архангельске. Отец умер, и мама с ними, тремя детьми, решилась ехать в Караганду, там жили ее родители, высланные, как и все немцы, в России. И всю жизнь проработала там на шахте уборщицей. Теперь мама и сестры Лиды живут в Германии. Уехали, чтобы оторваться от горестных воспоминаний. В Караганде они узнали, что дедушку, маминого отца, стахановца, расстреляли в тот же день, как забрали в НКВД. Не его одного. А бабушку, молодую тогда женщину, мать шестерых детей, по пути в Казахстан просто выбросили из вагона в степи. Выходила ее подобравшая женщина. Бабушка рассказывала, как потом она шла, село за селом, разыскивая своих детей, и нашла, собрала, всех шестерых… С тех пор, как завидит просящего человека, все ему вынесет, всем наделит, помнит Лидия Александровна: «Всегда говорила, люди мне подавали, и я должна. Наверное, я бы тоже с мамой и сестрами уехала в Германию. Но мы с мужем как раз решили перебраться в Анастасиевку…»

Иосиф – чех, на 4,5 года старше Лиды. Они росли в Караганде на одной улице. Как вернулся из армии, через полгода сыграли свадьбу. Лиде тогда месяц до 18 лет не хватало. И вместе уже 43 года. Это родители Иосифа из Казахстана вернулись в чешскую Анастасиевку, а потом и Иосиф с Лидой, в 1972 году, к ним приехали. Жили вместе, потом построили себе домик. Все своими руками. Редкость в селе у них – даже паровое отопление. Хоть и от дровяной печки.
В Анастасиевке Лидия Александровна крутила кино в клубе, 25 лет, пока «видики» не оборвали ее карьеру киномеханика. Вела кружок «Домовенок», обучая детвору рукоделию. И руки, и душа женщины, занятой, кажется, по горло, сельским тяжелым трудом, требовали красоты.

Она расшивает бисером мечту о счастье. Счастье жить в любви и согласии, радоваться тому, как на глазах растут и набираются ума внуки, как восходит над горами солнце, как зреют яблоки и виноград в саду, как благословляет ее жизнь Богородица. И мчатся на ее картинах в дальние дали чудо-кони с распущенными гривами, резвятся слоник и собачка, целуются птицы. Все, как в жизни, только красивее…

Правила вышивки бисером от Лидии Габриэль

  • бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
  • элемент основного рисунка должен быть в центре вышивки и выделяться отделкой;
  • бисер должен быть одинакового размера;
  • полотно для вышивания должно натягиваться плотно, лучше использовать гобеленовые рамы или пяльцы.

6 тысяч лет тому назад Вышивка бисером известна с глубокой древности. Бисер, а точнее, стеклярус, появился около 6 тысяч лет тому назад. В Финикии. Российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, а с середины 17 века – цветным стеклянным бисером.

Published by
Карл Карпенко